Валерий Андрейцев: "Обо мне говорят - неудобный"
06.04.2012 | Ирина Голинько
Вице-чемпион Европы о своем пути на ковре
Вся жизнь - это борьба. Можно не любить борьбу, можно быть против борьбы, но нельзя жить в мире без борьбы. Такого мира просто нет!
Это один из афоризмов, которыми исписана верхняя часть почти каждой страницы блокнота новоиспеченного вице-чемпиона Европы в весовой категории до 96 кг. Хотя, заметьте, год начался не так уж и давно. Эта фраза очень емко отображает стиль жизни Валерия Андрейцева. Дабы добиться своей цели, он взял академотпуск в двух Национальных университетах - физического воспитания и спорта, а также государственной налоговой службы Украины. Полностью сконцентрировавшись на тренировках, Валерий добился своего - в 2007-м выиграл первенство и континента, и мира среди юниоров. Во «взрослой» борьбе успех пришел не сразу. Выступления на двух чемпионатах мира были неуспешны. А вот стать призером чемпионата Европы получилось с первой попытки. О теоретической подготовке к соревнованиям и своем железном терпении Валерий Андрейцев рассказал корреспонденту «СЭ».
ЛЮБЛЮ ТРЕТИЙ ПЕРИОД
- За три недели вам пришлось отбороться на двух важных стартах - киевском международном турнире, который был отборочным на чемпионат Европы, и самом первенстве континента. Так когда же вышли на пик формы - в феврале или марте?
- К домашнему старту я подошел в оптимальных кондициях, сохранив их и до чемпионата Европы. Если грамотно подходить к соревнованиям и нагрузкам, то это возможно. За этим следят тренеры. Мне тяжело было придерживаться золотой середины - не перегрузить себя и в то же время не растерять форму. Спад уже был после возвращения из Белграда.
- Любите перетренировываться?
- Когда вхожу в азарт, то уже не чувствую меры. Последствия ощутимы только на следующий день. Бывает, тренер останавливает меня. А иногда, наоборот, увеличивает объем работы.
- Вы выглядели живчиком на чемпионате Европы. Во время поединка не чувствуете усталости?
- Ну, да. Так получается.
- В третьем периоде вы такой же, как и в первом, зато ваши соперники заметно обессиливают. Поединок из трех периодов - ваш конек?
- Мне нравится работать в третьем периоде так же, как и в первом. А остальное - проблемы соперников. Я чувствую, что они уже не могут сопротивляться как следует. Но ведь каждый борется до последнего, пусть даже что-то и не получается. И сдаются не потому, что не хотят ничего делать. Просто уже не могут.
- Не слишком ли было много действий в вашем исполнении в стартовой схватке с сербом Марко Йовановичем, которую вы выиграли 6:0 и 7:0?
- Как раз продышался, разборолся и пошел работать дальше.
- В четвертьфинале с азербайджанцем Наурузом Темрезов вы на первой же минуте схватки пропустили мельницу на три балла. Что должен сказать себе борец в такой ситуации?
- Я хотел отыграться еще до окончания первой двухминутки. Но не получилось. Во время перерыва главный тренер Руслан Сосланович Савлохов и мой личный наставник Григорий Владимирович Данько говорили, чтобы во втором периоде работал осторожней. Они акцентировали внимание на том, что это всего лишь начало поединка. В истории борьбы много схваток решалось на последних секундах. Исход непредсказуем, ведь приходится бороться не со снарядом, который просто стоит, а с человеком. Когда-то на молодежных соревнованиях в Сербии видел схватку латвийского атлета весовой категории 74 кг. В третьем периоде за двадцать секунд до финального свистка он проигрывал 0:3. Для победы ему нужно было взять четыре балла, поскольку пропустил от соперника двух- или трехбалльное действие - уже точно не помню. И за две секунды до окончания периода латвиец четвертый раз вынес конкурента за пределы ковра.
- Атаку Темрезова пропустили потому, что не знали, чего от него ожидать, поскольку он перешел в вашу весовую категорию только в этом году?
- Науруз, по сути, делал не мельницу. Он проходил в ноги, но я защитился, растянувшись. Однако соперник успел захватить меня под колено и исполнил мельницу. Честно говоря, не ожидал, что с такого действия можно пропустить бросок. Я видел, как Темрезов боролся в полуфинале киевского международного турнира с нашим Аленом Засеевым. И все же его борьба была мне не очень знакома.
ВСЕХ ЗАДАВИЛ? ПРОСТО БЫЛ ЛУЧШЕ ГОТОВ!
- Многие спортсмены, даже титулованные, на соревнованиях ощущают мандраж. А что чувствовали вы, выходя на полуфинал чемпионата Европы против действующего вице-чемпиона мира турка Сирхата Балчи, который неоднократно поднимался на подиум континентальных форумов?
- Ничего особенного. Размялся - и пошел. Волнение присуще мне перед соревнованиями. А когда вхожу в работу, оно уходит. Я чувствую легкий мандраж и не борюсь с этим. Если человек совсем не переживает, значит, не осознает ответственности. А это ненормально даже с физиологической точки зрения. Волнуются все, в том числе и олимпийские чемпионы. Как-то рассказывали об одном титулованном грузинском борце прошлых поколений, который признавался, что на чемпионате мира ему проще бороться, чем на первенстве Грузии. Мол, соотечественники бросаются на него, и каждая встреча очень нелегко дается. Зато падают, как мешки, когда борются с теми, с кем он рубается.
- Учитывая высокий уровень внутренней конкуренции в весе до 96 кг, вам где сложней - на чемпионате Украины или Европы?
- Благодаря этому соперничеству я хорошо подготовился к первенству континента. Тренерский штаб планирует сборы и соревнования таким образом, чтобы у спортсмена было достаточно времени восстановиться между турнирами. Кроме того, существует индивидуальный подход, когда некоторых борцов освобождают от участия в каких-то соревнованиях.
- После чемпионата Европы главный тренер отрицал, что вы всех соперников подавили лишь физической мощью. А вы как считаете?
- Не сказал бы, что всех задавил. Просто был лучше готов. Настраивался на борьбу, не думая о том, тяжело будет или легко.
- С турком вы активно использовали свое преимущество в физической силе, выталкивая его за пределы ковра, что в поединках с предыдущими соперниками не наблюдалось…
- Мы тактически готовимся к каждой встрече, изучая защиту и атаки конкурента. Тренеры проанализировали и сказали, что нужно делать. Я четко все исполнил.
- Пожалуй, турка вы все же задавили, потому что он едва поднялся на ноги после двух периодов. Не жаль было на него смотреть?
- Может быть. (Смеется). Но таковы правила соревнований.
- Как считаете, кому пошла на пользу пауза в финале в связи с рассечением брови у Абдусалама Гадисова из России?
- Думаю, ему. Я даже не знаю, как это случилось. Мы боролись, все было нормально, потом смотрю - у него достаточно сильное рассечение. Я его не коснулся головой, не ударил так, чтобы были такие последствия. Сколько раз не просматривал видео, так и не заметил этого момента.
- Не стали осторожней с ним из-за рассечения?
- Вышел на ковер - пусть борется. Кто тебя пожалеет? Это работа.
ЕСЛИ БЫ НЕ ДЕВЧОНКИ…
- Вы сами признали в одном из интервью, что потеряли золото, а не завоевали серебро. Если бы вернуть время вспять, что сделали бы не так в этой схватке?
- Иначе защищался бы. Я пошел на россиянина слишком эмоционально. Хотел быстро и уверенно выиграть - и тут же пропустил его атаку. Но и это меня не остановило, за что опять поплатился. Нужно было спокойней работать.
- Вы впервые выступали на взрослом чемпионате Европы. Как расценили свой дебют?
- Вообще-то хотелось завоевать золото.
- С каким же настроением покидали Белград?
- С таким же, как и Украину, выезжая на первенство континента - хорошим. Вся наша сборная ехала с боевым настроем - победить.
- А возвращалась?
- М-да… Если бы не девчонки… Все-таки было 8 Марта. Девушки поняли, что от ребят много подарков они не дождутся, и взяли инициативу в свои руки.
- Значит, аплодировали нашим девочкам?
- Ну а как же?! Хотя я и не поклонник женской борьбы. Однако это выбор каждого человека. И если женщина нашла себя в борьбе, значит - это ее.
- А если бы ваша девушка, жена или дочка решила заниматься борьбой или тяжелой атлетикой?
- Сложный вопрос. Я бы попробовал отговорить. Объяснил бы, почему нежелательно заниматься таким видом спорта профессионально. Там ведь совершенно другая нагрузка, чем в видах, рекомендованных женщинам.
- Но ведь наши Ирина Мерлени и Татьяна Лазарева родили по двое детей и продолжают успешно выступать на международной арене…
- Супер! Но ведь какой ценой это им дается?! Все-таки можно найти более подходящий для женщины вид спорта.
- В таком случае, интересно ли вам наблюдать за женской борьбой?
- Раньше в ней преобладали эмоции, а не приемы. Потом она начала развиваться и сейчас некоторые действия можно посмотреть, как делают девчонки. Не все мужчины сравняться с ними. Например, японки в легких весах очень быстрые и интересно проводят приемы. Мне рассказывали, что Людмила Балушка красиво положила на туше свою соперницу на чемпионате Европы. Я не видел этого момента, поскольку мы с ней боролись в один день.
МАМА НЕ ЗНАЕТ, КОГДА Я БОРЮСЬ
- Медаль чемпионата Европы и была вашим подарком маме, бабушке, девушке к Международному женскому дню?
- Не только. Я вернулся в Украину десятого марта и лишь тогда сказал маме, что завоевал серебро чемпионата Европы. Обычно я ей не говорю, когда и на какие соревнования еду - чтобы она не нервничала. Интернетом мама пользуется, но немного - только по работе. Для нее же лучший подарок - это мой приезд. Все время нахожусь в Киеве, а в родной Малин, который находится в ста километрах от столицы, приезжаю по возможности. Если сборы и соревнования, то родителей вижу где-то раз в месяц. Если же обычный тренировочный режим, то каждую неделю. Приезжаю вечером в субботу, идем с отцом в сауну, а в воскресенье утром - на базар. Вечером - обратно в Киев.
- Любите ходить за покупками?
- Это делает моя мама. А я просто прихожу в аптеку, где она работает, и забираю ожидающие меня сумки.
- Просматриваете видео своих схваток?
- Всегда. Это часть аналитической работы не только после соревнований, но и до них. Мы изучаем борьбу потенциальных соперников.
- Охотно просматриваете свое выступление в записи?
- Конечно, поскольку могу посмотреть на себя со стороны, увидеть свои ошибки. Это просто необходимо делать, чтобы правильно построить тренировочный процесс.
- А финал чемпионата Европы тоже спокойно анализировали?
- Не скажу, что слишком эмоционально реагировал на увиденное. Я смотрел с пониманием, что не сделал то, что надо было бы - то не так пошел в атаку, то поспешил. Признаюсь, эта запись немного испортила мне настроение.
- Тренер чаще хвалит или критикует во время просмотра видео?
- По-разному. Идеальных схваток не бывает - всегда есть к чему придраться. Про поединок с сербом Григорий Владимирович ничего не сказал. Но у меня самого есть к себе претензии - то не так пошел в атаку, то еще что-то.
- Если брать чемпионат Европы в целом, то у вас больше самокритики или же похвальных слов?
- Даже не задумывался над этим. Скорее всего, претензий больше. В принципе, как всегда.
- Как вы отреагировали на тренерское решение повезти на первый лицензионный турнир в Софию Алена Засеева?
- Спокойно. А как еще? Я поеду на те соревнования, на которые мне скажут. Для меня это не принципиально.
- Признайтесь, будете болеть за Засеева на турнире в Болгарии или же хотите собственноручно принести Украине олимпийскую лицензию?
- Нам главное - взять лицензию. А кто это сделает - второстепенная вещь. Мы же команда!
- Ален Засеев выиграл чемпионат страны и на данный момент является вашим соперником номер один на внутренней арене. Вы уже знаете, какие соревнования станут решающими, когда будет формироваться олимпийская сборная?
- Насколько мне известно, турнир «Черное море» в Одессе. Хотя тренерский совет будет отбирать олимпийцев не только по результатам этого старта. Вполне возможно, что придется доказывать свое право на поездку в Лондон-2012 еще на каких-то соревнованиях.
- Обрадовались, что вас освободили от чемпионата Украины?
- Руслан Сосланович сказал нам еще до чемпионата Европы, что тот, кто хорошо выступит в Белграде, освобождается от поездки в Запорожье и готовится к лицензионным турнирам.
- А если бы главный тренер предоставил вам право выбора - чемпионат Европы или первый лицензионный турнир, что бы предпочли?
- Не знаю, что и ответить. Даже золотая медаль континентального первенства в плане Олимпийских игр ничего не значит. О президентской стипендии я вообще не думал, пока вы не упомянули. Лицензионный турнир дает стране путевки на Игры, но того, кто ее добыл, редко вспоминают. А вообще я с удовольствием поехал бы после чемпионата Европы на первый лицензионный турнир.
- Вас тренирует Григорий Данько, сын которого Тарас после олимпийского бронзового успеха перешел в вашу весовую категорию. Как это сказалось на вашей совместной работе?
- Наши с Тарасом схватки стали более принципиальны. Мы и раньше заводились, а сейчас - пуще прежнего. Это здорово, иметь спарринг-партнера такого уровня в своем зале. Начиная с 2006 года, мы с Тарасом день в день работали вместе на ковре. Я на нем вырос. За его плечами - колоссальный опыт. Он много мне подсказывает и советует.
- А кому же секундирует Григорий Владимирович, когда вы боретесь с Тарасом друг против друга?
- В наших отношениях с тренером ничего не изменилось. Он уделяет мне столько же внимания, сколько и раньше. Пока с Тарасом мы встречались на ковре только раз - в прошлом году на Кубке Украины. Григорий Владимирович вообще вышел из зала, не желая на это смотреть.
ЧЕРНОГО СПИСКА ЕЩЕ НЕ СОСТАВЛЯЛ
- Главный тренер Руслан Савлохов в одном из интервью сказал, что ваша ахиллесова пята - мельница, и что после чемпионата Европы вы будете уделять особое внимание именно защите от этого приема. Уже можете похвастаться прогрессом?
- Мы начали над этим работать еще в Белграде. На следующий день после старта я отдохнул, а уже восьмого марта под руководством личного и главного тренеров работал в спарринге с нашим тяжем Саней Хоцяновским. Результат работы над ошибками увидим на соревнованиях.
- Есть приемы, которых вы просто терпеть не можете?
- Таких нет. Мы отрабатываем на тренировках все - нырки, проходы, броски. Я знаю, как делается та же «кочерга» или «лампочка». Но выполняя последнюю, можно самому накрыться. С современным судейством нужно брать уверенные баллы, ведь времени мало. Не рискую на ковре и пока не собираюсь этого делать. Работаю на результат. Как и все, пытаюсь создать благоприятную для себя ситуацию, увидеть, где соперник откроется, а потом уже выполняю прием.
- У многих борцов есть так называемые неудобные соперники. У вас тоже имеется список таковых - высоких, длинноруких или еще каких-то?
- Вообще-то тренеры говорят, что я неудобный. Даже не знаю, почему. Для меня же телосложение соперника не имеет значения. Например, Паша Олейник достаточно своеобразный - у него длинные руки и ноги. Но никакого дискомфорта в борьбе с ним не чувствую. Черного списка еще не составлял. (Смеется). Удобный соперник или нет, а все равно нужно выходить, бороться и побеждать.
- Бывали случаи, когда теряли контроль над собой на ковре?
- Никогда не бросался с кулаками на соперника или судью. А вот в финале чемпионата Европы эмоции меня все-таки захлестнули. Сильное желание помешало. Эта схватка стала для меня хорошим уроком. Недавно я смотрел футбол - «Барселона» играла с «Миланом». Футболисты настолько толерантно относятся друг к другу! Бывает, жестко идут на соперника, где-то зацепили, но поднимают упавшего конкурента и пожимают друг другу руку. В борьбе бывает всякое. Я же на провокации соперников не ведусь.
- И у кого вы такой спокойный?
- Мой папа холерик. (Смеется). Вы помните бой Виталия Кличко с Дэвидом Хэем? Англичанин успел оскорбить и старшего, и младшего из братьев. Однако никто из них не потерял самообладания. Не знаю, как бы я отреагировал на подобное. Но мне хотелось бы остаться спокойным. Мне нравится, как на эту тему говорил Задорнов: «Когда человек хочет вас обидеть плохими словами, а вы это воспринимаете, вы начинаете болеть. Если же вы не принимаете близко к сердцу, нездоровится ему. И поэтому вокруг меня много больных людей».
- Ну а чувство спортивной злости вам знакомо?
- Конечно. На ковер выхожу заведенным.
МУЖЧИНЫ ТОЖЕ КУСАЮТСЯ
- Говорят, хорошего человека должно быть много. Согласны с этим мнением?
- Риторический вопрос. Есть поговорки с абсолютно разным значением. Например, вода камень точит. И другая - под лежачий камень вода не течет. Каждый по-разному интерпретирует. Так что это относительно. Если говорить о серебряном призере Олимпийских игр-2008 по тяжелой атлетике Оле Коробке, то эта фраза просто супер. А если говорить о вас, то это утверждение никуда не годится. Вы же хороший человек, а вас мало. (Смеется).
- Значит, Оля лучше, чем я!
- Не факт.
- Следующий вопрос. В женской борьбе в ход идут не только приемы. Случается, они кусаются или дергают друг друга за волосы. Что могут сделать исподтишка мужчины-борцы?
- Укусить тоже могут. Ударить, намеренно ткнуть пальцем в глаз или же нанести на кончики пальцев «Финалгон», а потом помазать сопернику возле глаза. Турки часто мажутся гелем, чтобы быть скользкими, из-за чего их трудно держать в захвате. Россияне любят пальцем в глаз.
- Как-то Ирина Мерлени сказала, что для победы нужно быть голодной тигрицей. Согласитесь или возразите?
- В принципе, она права. На ковре делаешь все, чтобы выиграть. Перед выходом на схватку я тоже себя завожу, но по-другому. Составляю план действий. Повторяю: «С момента - нагло и до конца! Сантиметра жизни не давай! Волка ноги кормят». Тренер нам говорит: «Скорее услышать команду «Огонь!», чтоб кинуться в смертельную схватку». Период ожидания самый тяжелый, а когда пришло время работать - это классно.
ПОЧТИ ХАКЕР
- Кстати, а в вашей семье вы один спортсмен?
- Да. Когда-то мой брат Саша, который старше меня на четыре года, занимался легкой, а также тяжелой атлетикой. Но потом у него появились проблемы с позвоночником. Сейчас его пристрастие - компьютеры. Он работал в местной газете верстальщиком, научил и меня многому. Теперь ребята со сборной приходят ко мне за помощью.
- А вольной борьбой брат занимался?
- Нет. В спортивные секции нас определил отец. Хотел, чтобы мы занимались чем-то полезным. Он контролировал меня три года. А потом понял, что это излишне. Поначалу у меня не было особого желания тренироваться. Как и все дети, хотел погулять. Но потом начал выигрывать, появился азарт. К тому же занятия спортом помогают моделировать себя. А это очень интересно.
- Вы разговариваете исключительно на украинском. Семейная традиция или жизненная позиция?
- Вообще-то, у меня суржик. Мне нравится украинский язык, но я могу общаться и на русском, если для собеседника так будет удобней.
- Так вы патриот!
- Не может быть! (Смеется).
- За другими видами спорта следите?
- Мне очень нравится художественная и спортивная гимнастики, особенно вольные упражнения. Мне запомнились программы китаянок. Иногда захожу в зал гимнастики в Конча-Заспе и смотрю на тренировки. У дзюдоистов тоже бываю. Фигурное катание - вообще супер. Когда девушка ставит свой конек на ногу партнеру, при этом не порезав его, или же когда он держит ее за руку, а она описывает вокруг него круг - фантастика. Настолько отточена, филигранна техника!
- Сами умеете кататься на коньках?
- Только на роликовых. (Смеется).