Re: Тренеры
К победе - через веру. Наставник тренеров
Продолжение. Начало см. в №14 от 15 апреля.
В конце 2004 года переехал из Амги в Чурапчу, где стал работать в институте. Вновь по линии ШВСМ стал готовить ребят, месяцами возить лучших своих учеников по сборам, на соревнования: Данила Неустроева, Юрия Старостина, Иннокентия Петрова, Юрия Афанасьева, Виталия Корякина, Константина Бурнашева, Игната Андросова, Александра Иванова, Василия Корякина. В.Корякин в 2006 году стал призером чемпионата мира среди студентов в Монголии, в 2008-м выиграл олимпийскую путевку и участвовал в Олимпиаде в Пекине. Трое выполнили мастера международного класса России — Д.Неустроев выиграл турнир Гран-При в Германии и в Улан-Баторе, стал пятым на студенческом первенстве мира, участвовал во Всемирной Универсиаде, дважды выигрывал «студенческую Россию»; А.Иванов выиграл турнир серии «А» на Кипре, в Ларнаке, становился пятым на взрослом чемпионате России в Москве; Ю.Афанасьев также достиг такого же результата в России и стал чемпионом турнира «А» в Иордании. Сейчас добиться права бороться на Олимпиаде стало архитрудно, отбор идет в течение всего года, проводятся два отборочных турнира, на Игры попадают 19 сильнейших со всего мира — десятка лучших чемпионата мира, победители лицензионных турниров плюс чемпионы континентов. Слабых там не может быть по определению.
Вы спрашиваете, почему я все время работаю как бы отдельно, обособленно от сборной республики? Дело в том, что каждый тренер ставит себе свои конкретные цели и задачи. Если он работает в большой команде, то неизбежно попадает в тиски шаблонов, в определенной степени теряет свободу действий. Естественно, не может составлять собственный план работы. Развитие идет только в том случае, если есть здоровая конкуренция между разными школами борьбы. Правда, она же неизбежно вызывает и частичные разногласия между тренерами относительно распределения денег на выезды и попадания воспитанников на те или иные сборы или состязания. Хотя мы с коллегами понимаем друг друга, у нас хорошие рабочие взаимоотношения, но все же есть некоторые нюансы, свои «подводные камни».
Сейчас складывается такая тенденция, которую нельзя не приветствовать, — воспитывать борцов мирового уровня у себя в республике. Ведь ни для кого не секрет, что даже те наши ребята, которые выступают в составах команд других государств, так называемые наши легионеры, основную подготовку проходят здесь, у себя дома. Соответственно, все расходы несет Якутия. Во время Дмитрия Петровича Коркина было сложно попасть в сборную СССР отсюда, из нашей глубинки. Поэтому он, реально просчитав все возможности, отправлял лучших своих учеников в центр или союзные республики, именно оттуда они пробивались в сборную Союза, именно там они добивались своих самых высоких результатов. Да здесь и не было достаточных ресурсов — тренеров высокой квалификации, надлежащей базы, большого количества борцов высокого класса. А Роман с Сашей и Павлом продолжали обучение в центральных городах СССР, они совершенствовали свое мастерство у тренеров сборной страны, которые имели возможность дать им значительно больше.
А наши борцы в настоящее время не имеют подобного, как сейчас принято говорить, лобби, такой мопщой поддержки в масштабах сборной страны, их личные наставники не входят в состав тренеров российской дружины. А у тех свои протеже, свои ученики — из Дагестана и Северной Осетии.
Но у нас сейчас предпринимаются определенные шаги — личным тренером Виктора Лебедева сегодня является член тренерского штаба сборной Владимир Модосян. Для нашего борца создан наиболее оптимальный вариант. Было бы замечательно, создай мы такие условия и для других наших борцов, хотя бы у двух-трех, чтобы у спортсменов высокого класса и их тренеров не была забита голова проблемами поиска спонсоров и добывания финансов, оформления паспортов и виз, вопросами восстановления и медикаментов. Тогда мы бы действительно могли на равных соперничать с атлетами борцовских держав, для которых организована практически идеальная рабочая атмосфера. И ответственность борцов перед своей республикой в таком случае бы заметно возросла. Нельзя требовать проявления патриотизма с молодых ребят, которых на время соревнований мы селим в третьеразрядных гостиницах, пытаемся достать для них самое дешевое и, соответственно, наименее полезное питание, сами готовим для них, самостоятельно организуем восстановительные мероприятия — все это отражается на их психологическом состоянии далеко не лучшим образом. Часто спрашивают — а почему того или иного прославленного в прошлом спортсмена не назначить тренером сборной, уж у него бы пошли дела. Но все дело в том, что не каждый может все это вынести. Чтобы вырастить высококлассного борца, в течение десятка и более лет безотрывно, забыв о собственной семье и своих детях, с утра до вечера надо быть с ним рядом, пестовать его, заботиться о нем.
Мои воспитанники, как все знают, выступают под флагом Таджикистана. Эта страна сегодня испытывает самые большие трудности в сравнении с другими республиками бывшего Советского Союза. Со времени распада величайшей державы мира там более десяти лет шла непрекращающаяся гражданская война. Многие уехали из страны, спорт практически сошел на нет, Олимпийский комитет развалился, национальной команды как таковой не существовало, более способные ребята пытаются сами пробиваться. Вот в таких условиях мы и работаем. Что касается того, чтобы и других наших перспективных ребят отдавать в сборные зарубежных государств, то тут множество сложностей — начиная с запрета ФИЛА на двухлетний перерыв при переходе в другую страну и заканчивая вопросами гражданства. Все это требует решения уже на межгосударственном уровне, огромных трат времени и финансов.
Мне часто говорят: вот твоему Виталию Корякину почему-то не хватает самой малости — на самых ответственных стартах он дает сбой, отчего это происходит? Дело в том, что спортсмен мирового уровня во всем должен отвечать таким требованиям — по развитию интеллекта, культуры, академическим знаниям, морально-волевым качествам. У Вити отличные физические данные, работоспособность, дисциплинированность, желание бороться, однако ему не хватает способностей к общению с другими, умения на основе самоанализа самостоятельно делать соответствующие выводы и искать пути устранения ошибок. Это дается человеку с рождения или воспитывается в нем в раннем возрасте, позже привить такие качества ему чрезвычайно трудно. Вот это-то и сказывается в самые ответственные моменты.
Юра Старостин был дисквалифицирован при переходе в сборную Таджикистана, так как за год до этого выступал за Россию, потом был призван в армию, так что потерял очень много времени. У него природный самобытный дар, но наверстать такой большой отрыв достаточно сложно. Вот недавно на крупном турнире в Улан-Удэ стал третьим, дав бой, проиграл Махачу Муртазалиеву.
Вообще я считаю, что высот можно достичь только в том случае, если и тренер, и его ученик работают в сотворчестве, вместе создают канву успеха. При этом по возможности они должны быть свободны от решения многих бытовых проблем - своих, семейных, проблем друзей и т.д., когда твой труд (а борьба - это тяжелый труд) отходит как бы на второй план, вытесняясь повседневными заботами.
Наши ребята сегодня выполняют хорошие нагрузки, у них трехразовые тренировки в день, спортивный режим они соблюдают. Однако в коллективе нашей сборной они слишком хорошо знают друг друга, складываются взаимоотношения как между братьями, членами одной семьи. Это, как ни странно, порой оказывает отрицательное влияние. Когда проводят спарринг-поединки, верхний чуть не дожимает, нижний чуточку ему уступает — в итоге нет должной отдачи от такого занятия. На сборах при проведении схватки с кавказцами чуть ли зубами не вгрызаются в противника, поединок проходит в полную силу, и, соответственно, при этом возрастает качество занятий.
Поэтому сборы мы стараемся организовать с борцами сильных команд, с трудом, но пробиваемся на УТС российской сборной. Ведь все это стоит немалых денег — нужно платить не только за проживание и питание, но и за аренду сооружений, труд тренеров требует отнюдь не маленькой суммы. Часто выручают дружественные отношения с наставниками, в частности, Казахстана, Турции, Азербайджана, Украины, Белоруссии.
Вот говорят, что северокорейцы длительное время пребывают в «подполье», потом внезапно перед Олимпиадой появляются и наводят фурор. Сегодня основной соперник нашего лидера Виктора Лебедева — именно борец из Северной Кореи. Я разговаривал с их тренерами, в прошлом году их воспитанники первенствовали на чемпионате Азии, однако путевки на Олимпиаду им не дали, так как они не участвовали в предыдущем первенстве мира. Поэтому им пришлось добывать олимпийскую лицензию на отборочном турнире. С тех пор они участвуют в официальных соревнованиях. В беседе со мной они рассказали, что политика борьбы у них самая жесткая — вышел на ковер, надо выигрывать, потому работа у них ведется самая интенсивная, выбор очень большой — в малых весах примерно по 30 ребят одинаково высокого класса. Тренируются в казарменных условиях, при полной изоляции от внешнего мира, практикуется палочная дисциплина и беспрекословное послушание, когда ученики буквально боготворят своего наставника. Корейский атлет может безостановочно провести с десятью противниками пятиминутные поединки.
Честно говоря, с возрастом все глубже приходит осознание того, что жизнь — это очень сложная штука. Детские мечтания не всегда сбываются. У меня пятеро детей, в супружеской жизни не все было ладно да гладко, были очень трудные времена. Жил все эти годы в основном работой, там тоже были и взлеты, и падения. В 29 лет получил звание заслуженного тренера Якутской АССР, горжусь тем, что был самым молодым, имеющим такой высокий титул. В 1997 году первым был удостоен звания заслуженного тренера Республики Саха (Якутия). Почетный гражданин родного Амгинского улуса, отличник физической культуры и спорта России.
Самый большой предмет гордости - мои ученики, которые уже сами стали тренерами и помогают мне. В шутку и всерьез могу утверждать, что я единственный в республике тренер, воспитавший столько действующих тренеров. Это Павел Капитонов — главный тренер республики среди молодежи и УОР, там же в Училище трудятся Гаврил Игнатьев и Эдуард Старостин, возглавляет эту кузницу резерва Алексей Филиппов. В ДЮСШ-3 плодотворно работают Никита Никифоров и Алексей Соловьев, в Мирном старшим тренером ДЮСШОР является Нюр-гун Иванов, там же Дмитрий Иванов и Василий Корякин, работал там Дмитрий Новиков. В Хабаровске продолжительное время работает тренером Николай Устинов, в Чурапче главным тренером Данил Неустроев, мой собственный сын Валерий Скрябин, в Амге мои воспитанники - директор ДЮСШ Макар Тимофеев, главный тренер Кирилл Павлов, в филиалах мои ученики — Егор Скрябин, Михаил Неустроев, Афанасий Адамов, Василий Максимов, Василий Тихонов и другие. Радует, что не только в спорте проявили себя мои воспитанники: депутатами Ил Тумэн избраны Александр Крылов и Вячеслав Куличкин, в Амге заместителем главного врача работает Михаил Архипов, замначальника РОВД — Святослав Татаринов, председателем спорткомитета в Оймяконе Тарас Дягилев, успешными частными предпринимателями стали Виктор Андреев, Виктор Куличкин, Матвей Матвеев, Николай Адушинов, Григорий Массаев.
Сегодня работаю тренером филиала Школы высшего спортивного мастерства в Чурапче, но тренируемся в основном здесь в Якутске, в Зале борьбы.
С юных лет люблю работать с деревом, строить дома. Всем сестрам, братьям в качестве прораба поставил дома, себе двухэтажный дом построил в Амге. Как всякий мужчина саха, люблю природу, охочусь и рыбачу.
Какие планы? До Олимпиады остается совсем немного, нужно интенсивно работать. Невозможно долгое время пребывать в роли лидера, там долго не удержишься, поэтому нужно работать и работать. Обо всем рассказывать не буду, в каждом ремесле должны быть свои секреты. Самому заниматься научными изысканиями не хватает времени, поэтому с радостью бы принял действенную и деловую помощь в этом направлении. Признаю помощь народных целителей в спорте. Однако все в целом зависит от самого человека, от его веры в правильность выбранного пути.
А мы в свою очередь пожелаем Михаилу Степановичу преодолеть все бури и ветра, не теряя своей веры - веры в свои силы и умения, веры в своих питомцев, веры в то, что якутская школа борьбы еще не утеряла своих победных традиций, что успехи еще придут. Надо только верить и работать.
Коротов Владислав,"Спорт Якутии",21.04.2010.