Бувайсар Сайтиев: «Монгола привезли, он сделал всё, как его попросили»
Президент Федерации борьбы Чечни, трехкратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев высказался о проблеме допинга в отечественном спорте, прокомментировал произошедший на чемпионате России в Якутске скандал и выразил надежду на успешное выступление российских вольников на Играх в Рио.
Бувайсар Сайтиев: «Монгола привезли, он сделал всё, как его попросили»
«В борьбе допинг бессмыслен»
– Сейчас только и разговоров, что о допинге, – сам начинает беседу Сайтиев. – Надеюсь, до крайних мер не дойдет, и наша команда всё-таки выступит в Рио. Конечно, дыма без огня не бывает, и если бы в России никто не принимал запрещенные препараты, этой проблемы бы не возникло. Вот только наказание должно быть индивидуальным. Совершенно точно не должны страдать спортсмены, которые ни в чем не виноваты. Мести всех под одну гребенку… Это неправильно.
– У борцов проблем с допингом нет?
– В нашем виде он бессмыслен. Даже шутка есть – кто допинг принимает, только громче падает. Все эти запрещенные препараты – они скорее для циклических видов спорта. Там, где функциональная подготовка выходит на первый план.
– Но ведь он помогает улучшить физику, а куда борцам без физической силы?
– Она важна, но это далеко не самое главное. В борьбе на первом месте стоит интеллект. Почему-то считается, что самым интеллектуальным видом спорта являются шахматы. Однако шахматисты сидят за доской и над каждым ходом подолгу думают. В тихой, спокойной обстановке. В борьбе же ты должен обдумывать решение моментально в условиях жесткой схватки, и эти решения должны быть верными. Никакой допинг не поможет тебе быстрее работать головой. А без этого и физика не имеет смысла.
– Вы сами выступали на четырех Олимпиадах. Какая запомнилась больше всего?
– Каждая по-своему. Может, кроме Игр в Сиднее – туда я приехал после операции, толком не успел восстановиться, и проиграл во втором круге. Первая победа – в Атланте – была самой яркой по воспоминаниям. Вторая – в Афинах – примерно такая же. В Пекине я уже хотел доказать сам себе, что есть еще порох в пороховницах, что могу добыть третье золото. А потом завершил карьеру. Не знаю, может и поспешил с таким решением. После 30-ти мужчина вступает в пору расцвета. Приходит мудрость, опыт, а с ним – выносливость. Возможно, мог задержаться еще на один олимпийский цикл. Но чего теперь об этом рассуждать?
«В Якутске был стандартный беспредел»
– Уже есть понимание, кто именно из наших борцов поедет в Рио?
– Пока нет. Состав сборной еще не определен, но его назовут в ближайшее время – в первой половине июля. Однако уже понятно, что в вольной борьбе у нас будет молодая команда, в которой, за исключением Биляла Махова, ставшего бронзовым призером Лондона, ни у кого из ребят нет олимпийского опыта. Да, все борцы – талантливые, многие – уже титулованные, с победами на мире и Европе. Но Олимпийские игры – совершенно особенный турнир, со своей психологией, атмосферой. История знает примеры, когда спортсмен мог пять раз стать чемпионом мира, поучаствовать в трех Олимпиадах, но при этом ни разу не привести с них медаль. Посмотрим, что удастся нашим ребятам в Рио. В Лондоне вольники завоевали всего одно золото, и это был полный провал – никогда ранее мы так плохо не выступали. Надеюсь, в этот раз получится лучше.
– Недавний чемпионат России в Якутске отметился громким скандалом, когда сборная Дагестана снялась с турнира в полном составе из-за предвзятого судейства в поединке Исмаила Мусукаева и Виктора Лебедева. Что там было вообще?
– Был обычный судейский беспредел, не выходящий за рамки стандартных беспределов, которые творятся у нас на домашних чемпионатах уже не первый день и не первый год, – вздыхает Сайтиев. – Как это изменить? Я не знаю. Не в обиду нашим судьям – хотя о тех, кто узнает себя в моих словах, я не волнуюсь совершенно – они давно сами себя обезличили и дискредитировали. Да и организаторы турнира… Понятно, все хотят помочь свои спортсменам, но зачем такими методами? Тот поединок судил монгол. Понимаете? Монгола привезли, он сделал все, как его попросили… Когда сборная Дагестана возмутилась, ей пообещали: «Мы его дисквалифицируем пожизненно». Спустя две недели этот монгол уже спокойно работал на другом лицензионном турнире.
– А чего из Монголии-то человека звали?
– Так свои боятся уже. Их же бьют. Находят, и бьют как собак. За такие дела-то. Представьте – борец тренируется, работает всю жизнь, выходит на поединок, а тут появляется пузатый дядька, который сам в зале занимался последний раз 20 лет назад, и откровенно его засуживает. Не все такое прощают. Я, может, и сор из избы сейчас выношу, но об этом надо говорить. Чтобы как-то исправить ситуацию.
– У мировой борьбы тоже проблем хватает – её ведь чуть из программы Олимпиады не исключили.
– Так исключили. Потом с горем пополам вернули. Но, увы, наш вид спорта все равно находится на задворках олимпизма. Те претензии, которые были у МОК к борьбе, остаются до сих пор. Да, поменялось руководство международной федерации, внесли какие-то изменения в регламент, но этого мало. Все время выезжать на том, что у нас древнейший вид спорта, не получится. Когда вы последний раз видели борьбу по телевизору? Я, кажется, ни разу в жизни не видел. Хотя сейчас включим телевизор, пробежимся по каналам – обязательно найдем, как кто-то где-то кому-то морду бьёт. То есть единоборства привлекают зрителей. Но – не борьба. А если наш спорт неинтересен людям – даже тем, которые работают внутри него, – он обречен. И, естественно, должен будет уйти. Надо во что бы ни стало поднимать такой интерес.