Одну из глав своей книги Гурам Сагарадзе посвящает религии. Хочу, говорит он, еще раз напомнить моим юным читателям о значении религии в духовном и нравственном совершенствовании человека. Это, думается, много говорит о личности самого Гурама Сагарадзе, о его неустанном стремлении к внутренней духовной гармонии, твердой предрасположенности жить в соответствии с высокими нравственными нормами. Таково его кредо палавана и гражданина.
Характерно, что автор обращается памятью и к своим старым коллегам и соперникам, с которыми в течение многих лет встречался на борцовском ковре и вне его. Сейчас со многими из них непосредственные встречи или невозможны, или максимально затруднены. Однако Гурам Сагарадзе с любовью пишет о них — Александре Медведе, Юрии Шахмурадове, Сослане Андиеве, Лери Хабелове и других. Он подчеркивает тем самым, что прожитые совместно годы в спортивном соперничестве, любви и согласии являются наилучшим гарантом торжества справедливости и взаимопонимания, которые не за горами.
Может показаться, что широта затрагиваемых автором тем свидетельствует о рыхлости его повествования. Но это не так. О чем бы ни писал Гурам Сагарадзе, его рассказ пронизывает сквозная линия — быть гражданином страны, это, прежде всего, быть ее патриотом, человеком, влюбленным в свою страну, в свой город, в свои истоки. Именно так воспринимаются главы этой книги: о царях Грузии, о Рача — «моей любви», о других уголках страны, о родительском доме и своей семье, о богатых спортивных традициях, о Тбилиси и «тбилисских львах», о «встрече на Вере у бывшего базара», о бизнесменах и меценатах Бидзине Иванишвили, Георгии Гогуадзе, Гоги Топадзе…
Гурам Сагарадзе пишет о своих сверстниках и современниках — больших ученых, артистах, общественных деятелях, спортсменах и просто колоритных личностях, определявших лицо многочисленных тбилисских «убани». Перед нами проходит череда «вакийских», «плехановских», «дидубийских», «авлабарских», «сололакских», «надзаладевских» и других ребят. Автор помнит не только их имена и фамилии, их бесценный вклад в развитие города и страны, но и любовные — дружеские, юношеские прозвища — «Лордкиа», «Гочо», «Карузо», «Ламазо», «Кванто»… Гурам Сагарадзе посвящает каждому своему сверстнику-другу и современнику не только теплые слова. Любовно подобранные и в этом разделе снимки возвращают читателя в атмосферу Тбилиси 50–60-х годов. В атмосферу особого почитания большого искусства, большого спорта, подлинного рыцарства и мужского братства.
Вот дружеский шарж «профессора» — известного в те годы спортивного фотокорреспондента газеты «Лело» Михаила Заргаряна. Он напоминает читателям — представителям старшего поколения — те незабываемые годы, когда каждое посещение тбилисского стадиона «Динамо» на матчах главной команды республики превращалось в неповторимое праздничное торжество. «Профессор» — человек далеко не репортерской комплекции — занимал место обычно у стойки ворот противника тбилисцев, чтобы успеть запечатлеть виртуозные голы, забитые Автандилом Чкуасели, Шота Яманидзе, Автандилом Гогоберидзе, Зауром Калоевым, Мишей Месхи, Семой Баркая и другими непревзойденными «звездами» динамовцев. Трибуны бурно и дружно реагировали на все движения «профессора».
Невольно сейчас задумываешься о том, откуда черпали силы, где накапливали свою энергетику парни и девушки Тбилиси, Абхазети, Самегрело, Имерети, Ачары, Кахети, Картли, — о борцовских традициях этих регионов пишет автор, казалось бы, неожиданно, в одночасье оказавшиеся на самых престижных пьедесталах спортивной славы?
Характерно, что автор обращается памятью и к своим старым коллегам и соперникам, с которыми в течение многих лет встречался на борцовском ковре и вне его. Сейчас со многими из них непосредственные встречи или невозможны, или максимально затруднены. Однако Гурам Сагарадзе с любовью пишет о них — Александре Медведе, Юрии Шахмурадове, Сослане Андиеве, Лери Хабелове и других. Он подчеркивает тем самым, что прожитые совместно годы в спортивном соперничестве, любви и согласии являются наилучшим гарантом торжества справедливости и взаимопонимания, которые не за горами.
Может показаться, что широта затрагиваемых автором тем свидетельствует о рыхлости его повествования. Но это не так. О чем бы ни писал Гурам Сагарадзе, его рассказ пронизывает сквозная линия — быть гражданином страны, это, прежде всего, быть ее патриотом, человеком, влюбленным в свою страну, в свой город, в свои истоки. Именно так воспринимаются главы этой книги: о царях Грузии, о Рача — «моей любви», о других уголках страны, о родительском доме и своей семье, о богатых спортивных традициях, о Тбилиси и «тбилисских львах», о «встрече на Вере у бывшего базара», о бизнесменах и меценатах Бидзине Иванишвили, Георгии Гогуадзе, Гоги Топадзе…
Гурам Сагарадзе пишет о своих сверстниках и современниках — больших ученых, артистах, общественных деятелях, спортсменах и просто колоритных личностях, определявших лицо многочисленных тбилисских «убани». Перед нами проходит череда «вакийских», «плехановских», «дидубийских», «авлабарских», «сололакских», «надзаладевских» и других ребят. Автор помнит не только их имена и фамилии, их бесценный вклад в развитие города и страны, но и любовные — дружеские, юношеские прозвища — «Лордкиа», «Гочо», «Карузо», «Ламазо», «Кванто»… Гурам Сагарадзе посвящает каждому своему сверстнику-другу и современнику не только теплые слова. Любовно подобранные и в этом разделе снимки возвращают читателя в атмосферу Тбилиси 50–60-х годов. В атмосферу особого почитания большого искусства, большого спорта, подлинного рыцарства и мужского братства.
Вот дружеский шарж «профессора» — известного в те годы спортивного фотокорреспондента газеты «Лело» Михаила Заргаряна. Он напоминает читателям — представителям старшего поколения — те незабываемые годы, когда каждое посещение тбилисского стадиона «Динамо» на матчах главной команды республики превращалось в неповторимое праздничное торжество. «Профессор» — человек далеко не репортерской комплекции — занимал место обычно у стойки ворот противника тбилисцев, чтобы успеть запечатлеть виртуозные голы, забитые Автандилом Чкуасели, Шота Яманидзе, Автандилом Гогоберидзе, Зауром Калоевым, Мишей Месхи, Семой Баркая и другими непревзойденными «звездами» динамовцев. Трибуны бурно и дружно реагировали на все движения «профессора».
Невольно сейчас задумываешься о том, откуда черпали силы, где накапливали свою энергетику парни и девушки Тбилиси, Абхазети, Самегрело, Имерети, Ачары, Кахети, Картли, — о борцовских традициях этих регионов пишет автор, казалось бы, неожиданно, в одночасье оказавшиеся на самых престижных пьедесталах спортивной славы?