«Закончу этот олимпийский цикл и уйду»
Прошел год с тех событий, когда борец вольного стиля Александр Богомоев пострадал в массовой драке. Многих тогда интересовало: продолжит ли Саша после таких травм и реанимации спортивную карьеру? Наш борец вернулся: на ковер, пьедестал, в сборную. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться Александру Богомоеву, мы поговорили во время визита борца в Иркутск.
«Лидерство хочется вернуть»
— Саша, в апреле ты был на сборах в Сочи с главной командой страны. Что это были за сборы?
— Сборная России готовилась к чемпионату Европы. Были все, кто входит в состав, нас вызывают, чтобы готовить первого номера к старту. Мы работаем на команду, тут личные амбиции отходят на второй план.
— На первые сборы после долгого перерыва тебя вызвали после Ярыгинского турнира. Как встретили в команде?
— Я столько лет в сборной, все моменты знаю, так что ехал не как новичок. Нормально встретили, там ничего не поменялось, разве что появились молодые ребята. Поспрашивали про травму, поздравили с возвращением. Те, кто слышал о том, что я побывал в реанимации, переживали, кто-то думал, что мне удалили селезенку — писали же всякое. Отвечаю: все на месте, это слухи. Да, я долгое время отсутствовал в сборной, выпал из активного тренировочного процесса на год. Но хотелось потренироваться с ребятами, снова почувствовать этот командный дух!
— За этот год вне сборной было ощущение того, что ты «за бортом»?
— Хочешь не хочешь, такое чувство есть. Ты уже не первый номер, никто тебя там не ждет. В нашем виде спорта всегда доказывать надо. Сейчас я третий номер после результатов Ярыгинского турнира.
— Лидер сборной в 61 кг Гаджимурад Рашидов. Каковы его сильные стороны?
— Он сильный борец в физическом плане. После того как на чемпионате мира отборолся, приобрел уверенность, вырос в психологическом плане. К тому же на его стороне молодость, ему 22 года.
— У тебя есть азарт — вернуть лидерство?
— Само собой. Амбиции есть. Сейчас будем готовиться к чемпионату России, который состоится в июле.
«Затаенных обид по поводу Олимпиады в Рио нет»
— Очень быстро идет время. Все только отошли от прошлого олимпийского отбора, как в следующем году уже начинается новый. Часто ли вспоминаешь лето 2016 года, отбор в Рио-де-Жанейро?
— Часто, но не сам, а мое окружение. Люди напоминают, эта тема всплывает в разговорах. Сам считаю, что это уже пережитый опыт. Надо вперед смотреть.
— С Виктором Лебедевым у вас сейчас какие отношения?
— Мы и раньше не были особо близки, нечасто общались. В основном только на сборах, вне сборов не созванивались. И сейчас так же. Затаенных обид на него нет, это все в прошлом.
— В постолимпийский период 2016 года ты выиграл «Шахтерскую славу», но поехать на чемпионат мира помешала травма шеи. Был перерыв, появилась возможность впервые отдохнуть за долгие годы режима и соревнований. Чем занимался в это время?
— В основном был дома в УстьОрде, этот период как раз выпал на зиму. В Иркутске занимался фитнесом, ходил в тренажерный зал форму поддерживать, а то на домашней еде набрал вес. Дома ведь расслабляешься, к тому же хозяйка нашего очага, Александра Сергеевна, очень вкусно готовит, все блюда ей удаются! Всегда, когда приезжаю домой, меня ждет состряпанный тортик. Я только позвоню сообщить, что выезжаю, в ответ сразу: «Что приготовить?» А мне без разницы, я все ем, все вкусно. Дома мне всегда рады: ведь это то место, где тебя принимают любым, чемпион ты или нет. Семья — это люди, которые всегда рядом в трудные моменты. Их поддержка — самое главное.
«Знаю, что многие поставили крест на моей карьере»
— Без поддержки близких со многими событиями было бы действительно трудно справиться… Прошел ровно год с того момента, когда после массовой драки ты четыре дня пролежал в реанимации. Когда очнулся, о чем в первую очередь подумал?
— Старался прийти в себя. Было тяжело, пришлось лежать, не двигаясь. Когда полегче стало, начал прокручивать ситуацию, анализировать. То, что это произошло, может быть, пошло на пользу. Я начал подругому мыслить, изменилось отношение ко многим моментам.
— В таких ситуациях сразу становится видно отношение людей. Много ли человек из твоего окружения исчезло?
— Все близкие остались рядом. Может, ктото из чиновников изменил отношение ко мне, слухи всякие ходили. Критиков у нас много, «эксперты» начинают рассуждать, не зная сути. Это их дело, пусть думают что хотят. Но мне лично в соцсетях ничего негативного не писали. Хотя знаю, что многие на моей спортивной карьере крест поставили.
— Честно скажу, что я тоже не верила, что ты продолжишь бороться. Не потому, что сомневалась в тебе как в спортсмене, просто уж слишком тяжелые испытания выпали на твою долю…
— Наоборот, это меня подстегнуло. Может быть, после той первой травмы я не собрался бы, а вторая ситуация меня подтолкнула к действиям, взбодрила. Первым делом, когда я приехал в УланУдэ в июле, начал с пробежек. Все давалось тяжело! Начал потихонечку двигаться, подтягиваться, кроссы бегать. Организм справлялся. Когда вышел на ковер, старался дышать поменьше. Чутьчуть потренировался и поехал на «Шахтерскую славу». Там в схватках больше вторым номером отработал, гдето отстаивался, было нелегко в психологическом плане. Думаю, что победить удалось благодаря опыту. Дальше были турниры в Нефтеюганске, в Казахстане. Там уже начали приемы получаться, но всетаки был страх: то там болит, то здесь, плюс старая травма шеи. Соответственно переживал изза здоровья, как бы не травмироваться. В тренировочном процессе особое внимание начал уделять работе в тренажерном зале с тренерами.
— А как качалка помогает борцам?
— Это развитие силы. На мой взгляд, это один из важнейших компонентов в борьбе. Вообще, в функциональном плане я еще набираю кондиции, в техническом плане тоже есть над чем работать. Хочу поставить акцент на общефизической подготовке, тогда в комплексе с опытом можно будет успешно забирать схватки.
— В чем всетаки твой секрет восстановления?
— Знаю, что природа меня не обделила данными, восстанавливаться после таких травм действительно немногие могут. Но всетаки залог успеха — это 1% таланта и 99% труда. Надо больше трудиться.
«Спорт на первом плане»
— Саша, а нет ли у тебя желания вернуться в Иркутск, поближе к родине?
— Если честно, задумываюсь об этом. Сейчас вот приехал по своим делам, заезжаю в «Байкаларену», тренируюсь с ребятами. Рад, что в Иркутске уровень борьбы растет: есть хорошая база, дети талантливые. Просто надо более массово подходить к развитию спорта. Прямо сейчас планов переехать нет, но в дальнейшем я вижу себя в этом городе, почему бы и нет. Неважно, в каком качестве. Может быть, буду тренером, посмотрим. В планах отбороться этот олимпийский цикл и заканчивать карьеру. Вне зависимости от того, удастся ли попасть на Олимпиаду в Токио.
— Как сейчас проходит твой обычный день?
— Пока не так, как хотелось бы. Вроде надо тренироваться, но много мелких дел, отвлекающих. Иногда не получается готовиться на все 100%. Планирую уладить все дела, и тогда мой обычный день будет складываться только из тренировок! Все остальное — выезды, встречи, интервью — отойдет на второй план. В таком ритме буду готовиться к чемпионату России, и дальше — до 2020 года.
— После завершения карьеры чем бы хотел заняться?
— Как ни крути, все сводится к бизнесу. Только вот какой, пока думаю. Я встречаю людей, общаюсь, анализирую. Поступали предложения, но во всем нужен стартовый капитал. Думаю, что у меня есть еще возможность и время попробовать себя в другой сфере.