Старший тренер сборной Дагестана по вольной борьбе Гайдар Гайдаров – автор единственного «дагестанского» золота на минувшем чемпионате мира в Париже. Исполнителем стал его подопечный – итальянец кубинского происхождения Франк Чамизо. В интервью «МИ» Гайдаров рассказал, как и почему решил взять итальянского вольника под свое тренерское крыло, в чем он видит причину поражения Абдулрашида Садулаева на мировом первенстве, а также о своем отношении к популярности, «модной» жизни и любви к Porsche.
«НА ЧАМИЗО МОЖНО УЧИТЬСЯ»
– Гайдар, поздравляю тебя с единственным «дагестанским» золотом на чемпионате мира по борьбе в Париже – победой твоего подопечного – итальянца Франка Чамизо. Он был фаворитом турнира, но, стоит признать, не безоговорочным. Был уверен в его победе на все 100%?
– Быть уверенным на 100% в чем-то даже самом беспроигрышном – очень неправильно. Но я ждал от Чамизо только победы. Многие из экспертов и тех, кто разбирается в борьбе, ожидали этой золотой медали. Он, по моему мнению, все же был безоговорочным фаворитом на этих соревнованиях.
– Весь чемпионат ты провел рядом со своим итальянским учеником, лично секундировал его, но при этом на турнире присутствовали и твои подопечные из сборной Дагестана. Дагестанских тренеров и самих вольников это не обидело? Или ты разрывался между Чамизо и земляками?
– Последний сбор перед соревнованиями Чамизо провел со сборной России. Я повез его на российский сбор, чтобы быть с ребятами из Дагестана, чтобы и наши, и Чамизо были под присмотром. Чем мог, помогал, подсказывал. По поводу обиды… я не могу заглянуть им в сердца, но визуально я ничего не заметил. В социальных сетях иногда проскальзывают такие вопросы, интересуются, зачем я привожу итальянца в Россию – он здесь натаскивается и т.д. Хочу объяснить людям, которые такое пишут, что до того, как он приехал сюда и я начал с ним работать, он был чемпионом мира в весовой категории до 65 кг и призером Олимпийских игр. Это уже говорит о том, что его натаскивать даже не нужно. Но на нем можно учиться. И я считаю, что есть польза от того, что он приезжает в Дагестан. Хорошо, допустим, я сегодня откажусь от него – его пригласят в Осетию, Якутию, и он будет там тренироваться, вся молодежь будет набираться у него опыта. Он уникальный борец, и я правильно поступил, взяв опеку над ним. Есть еще другая сторона… Я люблю свою родину, люблю Дагестан и хочу, чтобы европейцы приезжали и узнавали больше о моей родной республике. Мы что, чем-то хуже Рима или Парижа?
– Расскажи об истории вашего знакомства с Чамизо. Как получилось, что он попал именно к тебе?
– В Красноярске я познакомился с судьей Эдит Дошей и ее супругом – менеджером итальянской сборной. Они меня попросили взять шефство над Чамизо. Насколько я понял, тогда в их команде были какие-то недопонимания и им нужен был человек, который бы повлиял на Франка. Так получилось, что повлиял я.
– К слову о влиянии… Каким он приехал к тебе и каким стал за время пребывания в Дагестане?
– Если сравнить ту борьбу, что была раньше, и сейчас – он просто вырос психологически, стал сильнее, и я думаю, что это не предел его возможностей. Если поработать с этим парнем еще годик, то, на мой взгляд, он может быть лидером в категории до 74 кг.
– Чамизо – очень необычный гость для республики. Как к нему относятся окружающие?
– Люди обычно радуются его присутствию, даже таксисты приглашают его на хинкал. Он очень обаятельный и веселый. Люди к нему тянутся, и он к ним тоже. Франк всегда говорит о Махачкале с большой любовью. Кстати, после финальной схватки на чемпионате в Париже российский журналист поинтересовался мнением Чамизо насчет предстоящего чемпионата Европы в Каспийске. Он даже не скрывал радости по этому поводу. Гордился тем, что местные болельщики его любят и уважают.
«ИТАЛЬЯНСКОЕ ГРАЖДАНСТВО? ДАЖЕ НЕ ДУМАЛ ОБ ЭТОМ»
– После триумфа Чамизо ты попал на обложку популярного итальянского издания La Gazzetta dello Sport. Было приятно?
– Это очень популярная газета в Италии и, конечно, очень приятно, когда твой труд как-то оценивается.
– По-твоему, если ты поедешь в Рим, тебя будут узнавать на улице?
– Наверное, нет, потому что, кроме футболистов, там никого не признают (улыбается). Остальные виды спорта есть, но они не главные. Там популярны игровые виды спорта и дзюдо, конечно. На той базе, где мы проживаем, когда я бываю в Италии, есть залы для карате, дзюдо и вольной борьбы. Так вот, борцовский зал, в отличие от карате и дзюдо, бывает пустым. С борьбой в Италии есть небольшие проблемы.
– Если верить Википедии, у тебя есть второе гражданство – итальянское. Эта информация соответствует действительности?
– Итальянского гражданства у меня нет, я еще об этом даже не думал. Если в дальнейшем буду работать, то думаю, они сами мне предложат, так как если человек работает в Италии, платит налоги – он может получить гражданство этой страны.
– Ну а ты допускаешь, что когда-нибудь примешь итальянское гражданство и уедешь из России?
– Нет, я слишком люблю Дагестан. Меня и здесь все устраивает. Но если они будут отправлять Чамизо ко мне, я буду с огромным удовольствием работать с ним. Он достояние мировой борьбы, не только итальянской или кубинской. Таких ярких вольников, как он – единицы. Есть, например, именитый американец Джордан Барроуз (олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира по вольной борьбе. – Прим. «МИ»). Да, он имеет много титулов, но в зрелищности он явно уступит Чамизо – от Франка люди просто в восторге.
– Расскажи о жизни в Италии. Почувствовал ли ты какую-то существенную разницу в тренерской работе там?
– Конечно, это две разные философии. Там с детства закладывается определенная борьба… Но я бы иначе учил детей. Предлагал им пригласить детских тренеров советской школы вольной борьбы и раскидать по регионам. У них борьба есть, есть клубы – полицейские, пожарные, военные, но сам тренировочный процесс оставляет желать лучшего.
«С ТЕДЕЕВЫМ НЕ СОГЛАСЕН»
– Теперь о грустном. Не могу не спросить о результатах сборной России по вольной борьбе на чемпионате мира. Как получилось так, что команда, в составе которой оказалось четыре дагестанца, не привезла на родину ни одной золотой медали?
– Бывает и такое… В тот период, когда мы во главе с Сажидом Сажидовым (главный тренер сборной Дагестана по вольной борьбе. – Прим. «МИ») в 2011 году пришли на работу в сборную Дагестана, тоже был какой-то провал, а затем мы провели один из лучших олимпийских циклов – у нас за это время появилось шесть золотых медалей чемпионатов мира, девять наград с чемпионатов Европы, олимпийское золото. Был какой-то подъем. Сейчас Абдулрашид Садулаев сменил вес, но еще не освоился, Гаджимурад Рашидов сумасшедшие схватки провел, всех авторитетов с дороги убрал – не хватило парня. Ничего страшного не случилось. Единственное, Заур Угуев не поборолся так, как он умеет.
– Кроме шуток, Тедеев назвал этот турнир непринципиальным для сборной. Какого мнения в этом вопросе придерживаешься ты?
– Чемпионат мира изначально не может быть непринципиальным, это мое мнение. У него, как у главного тренера сборной страны, может быть другой взгляд. Думаю, что это был эмоциональный ответ. Это как, знаешь, по горячке задали – по горячке ответили. Чемпионат мира не бывает непринципиальным, даже чемпионат России – он принципиальный. Я думаю, что к следующему чемпионату Европы все встанет на свои места. Но и другие страны не спят. Надо это учитывать.
– В России есть две лидирующие школы вольной борьбы – дагестанская и осетинская. На этой почве нередки разговоры, что наставник сборной России Дзамболат Тедеев в чем-то ущемляет наших борцов в пользу своих земляков-осетин. В итоговом составе сборной на чемпионат мира сложно найти какой-то дисбаланс и пристрастность по национальному признаку. Ты, как человек, работающий в сборной Дагестана, как относишься к подобным подозрениям?
– Я, конечно, не согласен с этим. Единственное, в чем я не был согласен с Тедеевым, так это в том, что он не дал шанс Ильясу Бекбулатову. Объясню – Ильяс чемпионат Европы выиграл со счетом 42:0, практически все схватки завершил досрочно за явным своим преимуществом, и такого вольника стоило везти на чемпионат мира. Но он дал шанс всем чемпионам России и за это его нельзя осуждать. По сути, он был прав – чемпион России заслужил, он должен ехать, но бывают и исключения, скажем так, рокировки. Тот же Бекбулатов в 2015 году стал чемпионом России, а на чемпионат мира повезли осетина Сослана Рамонова.
– Главным потрясением для всех дагестанцев стало поражение Садулаева. Факторов, конечно, немало – от недовеса до функционалки. Но, если подумать, этот старт для Кайла Снайдера стал седьмым после Олимпиады в Рио, а для Садулаева всего лишь вторым. Каким бы ты талантливым ни был, борьба такого не прощает…
– Ты знаешь, может быть, было бы лучше сделать на два старта больше, но учитывая то, что он борется с недовесом, лишние соревнования могли бы вымотать Рашида. Фактически Садулаев проиграл схватку, но на самом деле все те баллы, которые взял Снайдер, были подарены Рашидом. Последние три-четыре года Садулаев был лидером, номером один, ему не приходилось бороться вторым номером (от обороны). Так вот, со Снайдером нужно было бороться именно от обороны, тогда и результат был бы немного другим. Сейчас, после проведения работы над ошибками, если дать им еще одну схватку, Садулаев выиграет, я в этом уверен. Технически и тактически Садулаев лучше. Да, Снайдер – олимпийский чемпион, но борьба у него скучная.
О ТРЕНЕРСКОЙ ЗАРПЛАТЕ И «МОДНОЙ» СТОРОНЕ ЖИЗНИ
– Совсем недавно ты на пару с бойцом Расулом Мирзаевым возглавил рейтинг самых стильных дагестанцев в спортивной индустрии по версии «МИ». Тебе льстит подобное признание, и как ты относишься к этой стороне своей популярности?
– Я спокойно к этому отношусь. Меня это не радует и не огорчает.
– Ты часто летаешь в Европу, посещаешь барбер-шопы и шикарные заведения общепита. Твой желтый автомобиль Porsche – тоже часть твоего образа?
– Нет, просто я люблю автомобили этой марки. За рулем этого авто ты постоянно в тонусе, там не расслабишься, прямо как на тренировке. Я люблю «порш» и на данный момент он желтый. Ничего с этим поделать не могу. Раздражать или заставлять кого-то обращать внимание не собирался. До него у меня было три подобных автомобиля.
– Вопрос про гонорары, квартиры, машины и дорогие подарки по традиции мы задаем всем спортсменам, поэтому будет несправедливо, если мы обойдем эту тему. Судя по твоему Instagram, ты далеко не бедный человек, можешь позволить себе дорогие часы, посещаешь светские мероприятия, катаешься на крутом авто. Зарплаты тренера сборной Дагестана хватает на это? Или итальянцы хорошо платят?
– Зарплата тренера сборной Дагестана не такая высокая, чтобы можно было позволить себе купить дорогое авто. Но хочу людей успокоить – мой автомобиль стоит небольших денег. Средний дагестанец может себе такой позволить, он не новый, ему много лет, просто я ухаживаю за машинами, я люблю автомобили. Я вообще люблю все красивое.
– Значит, все-таки, итальянцы…
– Они тоже платят, конечно. Но не сказал бы, что я шикую. Красиво и хорошо поесть хочет каждый, и я не делаю это изо дня в день. На это мне денег хватает.
– Старший тренер сборной России по вольной борьбе Абдусалам Гадисов стал лицом марки мобильных телефонов. Подобные рекламные предложения, учитывая твою теперь уже мировую известность, наверняка поступают и к тебе?
– Я не считаю себя каким-то популярным. Предложения есть, и одно сотрудничество у меня уже состоялось.
– Ну и в завершение вопрос от женской половины редакции «МИ». Есть целая армия твоих поклонниц, назойливо интересующихся твоей личной жизнью и семейным положением. Подобное внимание тебе скорее льстит или раздражает?
– Я на подобное не реагирую. Я женат, и у меня трое детей. Я счастлив, и у меня все хорошо.