- Магомед Абдулкеримович, ваши земляки на вас обижены, они считают, что вы поступили несправедливо, не взяв на чемпионат мира Ильяса Бекбулатова. Почему вы предпочли ему Сослана Рамонова?
- Когда я возглавил сборную страны, я сразу дал понять землякам-болельщикам и борцам, что на меня не следует обижаться, когда придется принимать решения не в их пользу. Иначе нельзя, потому что я тренер российской команды, а не дагестанской и не хасавюртовской. Тем не менее, я часто иду навстречу землякам, но когда речь идет о принципиальных вопросах, то я всегда стараюсь соблюдать нейтралитет и ставлю интересы сборной выше всех остальных. Однако критики не унимаются, я только и слышу их упреки в ущемлении земляков. Порой доходит до абсурда. Например, мне сейчас ставят в вину, что в команде мало дагестанцев, «патриоты» насчитали всего двоих - Абдусалама Гадисова, да Абдулрашида Садулаева. Но, во-первых, в сборную отбираются борцы не по национальному признаку, а по спортивным принципам. А, во-вторых, с каких это пор Магомедрасул Газимагомедов и Билял Махов перестали считаться дагестанцами борцами? Критики вдруг вспомнили, что Газимагомедов представляет Ставропольский край, а Махов – уроженец Кабардино-Балкарии. На всякий случай, напомню, что первый родился в Дагестане, он является воспитанником хасавюртовского УОР, где и поныне тренируется. В УОР получил путевку в большой спорт и Махов, который как представлял с 16 лет на всех соревнованиях Дагестан, так и представляет.
Теперь по сути дела. В сборной существуют единые критерии отбора, утвержденные тренерским советом. Я их не раз озвучивал для прессы и сейчас повторю: на чемпионат мира попадают те, кто победил на чемпионате России, а затем и на Евроиграх. Бекбулатов занял на Евроиграх третье место. В таких случаях по давно сложившейся практике мы отправляем первого и второго номеров сборной на проверочный турнир. Отправляли и Ильяса. Поезжай, поборись, докажи, что ты сильнейший! Но нет, он не едет на турнир в Польшу. Как это понимать? Значит, он не уверен в себе, к тому же он, и это главное, отказался выполнять решение тренерского штаба. Делать вид, что ничего не произошло, закрывать глаза на этот факт никак нельзя было. Решение в отношении Ильяса далось непросто, но именно его отказ ехать на турнир перевесил чашу весов не в его пользу.
- Рамонов, хоть и поехал в Польшу, но тоже не убедил, заняв третье место. И вообще, по результатам этого сезона он уступает Бекбулатову. Как аргумент в пользу Бекбулатова его сторонники приводят еще и его победу над конкурентом в состоявшейся на сборах контрольной схватке. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Да, результаты у Бекбулатова в этом году лучше, чем у Рамонова, но только результаты, а по уровню эти борцы примерно равны. Заведомо слабого я бы не взял в команду, потому что я, как никто другой, заинтересован, чтобы наши борцы выступили успешно на чемпионате мира. В конечном счете за результат придется отвечать мне, а я не враг самому себе. Если бы Бекбулатов был на порядок выше по классу, то, несмотря на его проступок, а отказ подчиниться тренерскому решению иначе не назовешь, возможно, мы бы ему не стали устраивать дополнительную проверку и включили бы в состав. Точно так мы поступили с Абдусаламом Гадисовым. Он тоже стал третьим на Евроиграх, но мы не стали его отправлять на турнир в Польшу, потому что ему нет равноценной замены.
Что касается контрольной схватки, то её не следует путать с так называемой «прикидкой», которую устраивают, чтобы отобрать сильнейшего из двух кандидатов в сборную. В этом случае поединок проходит по всем правилам, на него специально приглашаются судьи, ведется чистый хронометраж времени и так далее. А контрольная схватка носит не более чем тренировочный характер, за день борцы проводят по нескольку таких схваток, и, разумеется, они не могут быть определяющими при формировании состава сборной.
- Проясните, пожалуйста, еще и ситуацию с тяжелым весом. Что вас заставило пойти на беспрецедентный шаг, включив в состав Биляла Махова, которому придется выступать на чемпионате мира сразу в двух стилях борьбы?
- После победы на чемпионате России Хаджимурата Гацалова мы рассчитывали на него, но он неудачно выступил на Евроиграх, выбыв из борьбы после первого же поединка. Тогда возникла кандидатура Мурадина Кушхова, и их обоих включили в команду для участия в турнире в Польше. Гацалов так же, как и Бекбулатов, отказался от поездки, а Кушхов не воспользовался своим шансом, оставшись за чертой призеров. В этой ситуации я настоял на кандидатуре Биляла Махова, который блестяще выступил на алиевском турнире. Да, это эксперимент, причем эксперимент довольно рискованный, поскольку Махов будет бороться в Лас-Вегасе еще и в греко-римском стиле, но в данном случае я этот шаг считаю оправданным. Примерно так мы поступили в 2013 году, когда взяли на чемпионат мира в тяжелом весе Гацалова, который в то время выступал на категорию ниже. Если помните, тогда Алан Хугаев, выиграв чемпионат страны, затем остался без медали на Универсиаде. Его вместе с Гацаловым мы отправили на турнир в Польшу. Алан вновь не смог показать себя, заняв только 11-е место. Но и Хаджимурат не впечатлил, оказавшись на 7-м месте, но тогда у нас других кандидатов не было, и мы остановили выбор на нём, рискуя в случае неудачи навлечь на себя критику за то, что не взяли чемпиона России. Как показали события, не зря тогда мы пошли на эксперимент, Гацалов стал чемпионом мира, подтвердив своим уверенным выступлением нашу правоту.
Иногда приходится брать на себя всю полноту ответственности, рисковать, принимать непопулярные решения, которые могут со стороны показаться ошибочными, вызвать недовольство болельщиков и обиды у борцов. Хаджимурату и Ильясу не следует расстраиваться, с ними было много бесед в эти дни, и, как мне показалось, они в конечном счете с понимаем отнеслись к нашему выбору. Чемпионатом мира дело не заканчивается, впереди – Олимпийские игры, и у этих ребят, имеющих большой потенциал, есть все шансы попасть в олимпийскую сборную.