Посмотреть вложение 10092
Тренер Григорий Данько: Когда нет результата, то тренер должен уйти – это закон спорта.
Данько о проблемах мужской национальной сборной команды по вольной борьбе.
Украинские борцы вольного стиля еще с советских времен приучили своих болельщиков, что с самых престижных соревнований мирового и континентального уровня они всегда возвращаются домой с солидным урожаем наград разного достоинства. В значительной степени это было заслугой многолетнего главного тренера национальной команды Руслана Савлохова, который ее возглавил еще перед Олимпиадой-2004 в Афинах. Однако в последние годы наблюдается неприятная тенденция прогрессирующего падения результатов «сине-желтых» вольников на международных турнирах.
На следующей неделе Министерство молодежи и спорта Украины примет решение об утверждении главного тренера национальной сборной по вольной борьбе. И если в прошлые годы это фактически была простая формальность, потому что кандидат был один – упомянутый выше Руслан Савлохов, то сейчас ситуация изменилась. У «вечного» вождя украинских вольников появился серьезный конкурент – 61-летний заслуженный тренер Украины Григорий Данько, который подготовил целый ряд известных атлетов. Добавим, что и как спортсмен, он достиг серьезных высот – достаточно вспомнить бронзовую награду чемпионата мира 1981 года в Скопье. А еще господин Григорий прекрасный отец – вместе с женой Татьяной они воспитали четверых детей: дочерей Полину и Юлию и сыновей Сергея и Тараса. Последний, между прочим, тренируясь у отца, стал бронзовым призером Олимпиады-2008 в Пекине и чемпионата мира-2005 в Будапеште и собрал полный комплект медалей чемпионатов Европы: «золото» Евро-2005 в Варне, «серебро» Евро-2006 в Москве и «бронзу» Евро-2007 в Софии.
Так что же заставило Григория Владимировича подать документы на конкурс на должность главного тренера сборной Украины и почему он этого не делал раньше. Именно с этого вопроса начался разговор одного из ведущих специалистов украинской вольной борьбы с собкором IA ZIK.
– Я очень долго думал, прежде чем принять решение о подаче документов на конкурс. Скажу больше, в прошлом мне не раз подходили мои коллеги из разных регионов Украины и говорили о своей поддержке и желании видеть именно меня на посту главного тренера сборной. Конечно, я благодарен им за доверие, но при этом не видел необходимости что-то менять в главной команде страны – ведь результаты были не плохие. Однако в последние годы начался спад, который продолжается и ныне.
– Давайте, чтобы не быть многословными, будем оперировать конкретными фактами, ибо оценки «хорошо» и «плохо» – слишком субъективные. Значительно большее доверие вызывают конкретные цифры, а в спорте это, как говорится, медали, голы, очки, секунды...
– Полностью с вами согласен. Главный критерий оценки работы любого тренера национальной сборной – это олимпийские медали. Давайте посмотрим, как выступали украинские борцы вольного стиля на трех последних Олимпийских играх. В Пекине-2008 у нас было три медали: «серебро» завоевали Василий Федоришин и Андрей Стадник и мой сын Тарас Данько стал бронзовым призером. Не хочу себя восхвалять, но добавлю, что Федоришин и Данько – это мои ученики, а к подготовке Стадника я также имел определенное отношение. За четыре года в Лондоне-2012 мы завоевали только «серебро», которое получил еще один мой подопечный Валерий Андрийцев. Это был тревожный звоночек, но все решили, что это просто случайность. И оказалось, что нет! Выступление в Рио-2016 стал апогеем наших «успехов» – домой вольники вернулись без единой награды. Кстати, не только мужская команда, но и женская тоже. Но мы говорим о проблемах мужской сборной.
– Я так понимаю, дальше вы скажете, что такого результата главный тренер сборной команды должен сложить с себя полномочия и освободить должность?
– Это не я придумал неписаное правило спорта: на соревнованиях побеждают спортсмены, а проигрывают тренеры. За результат выступления сборной всегда отвечает только один человек – главный тренер команды. И когда результат неудовлетворительный, то он должен написать заявление на увольнение. Руслан Савлохов этого не сделал. Более того, его снова назначили главным на безальтернативной основе. Хотя во всех ведущих борцовских государствах мира, к которым мы еще совсем недавно относились, но, к сожалению, сейчас уже нет, за такого выступления в тренера и мысли не возникло бы о продолжении работы в сборной.
– Тогда напрашивается логичный вопрос: почему вы в прошлом году не предложили свою кандидатуру на главного тренера и не подали документы на конкурс в Министерство молодежи и спорта?
– С одной стороны я все еще надеялся на изменения в работе Сослановича, хотя в глубине души не слишком в это верил. А с другой стороны не имел желания ввязываться в борьбу за эту должность. Ведь такие вопросы решаются не так просто – здесь есть немало нюансов, но как говорится, это уже совсем другая история. Однако последней каплей, которая меня убедила, что нужно что-то делать – это было выступление сборной Украины на чемпионате Европы, где мы заняли 14-е место. Еще каких-то три–четыре года назад мы на континентальных форумах были в тройке лучших, в худшем случае занимали место в ТОП-5, а здесь оказались в середине второго десятка... Не лучшим был результат в этом году и на мировом чемпионате в Париже, где мы одержали только одну «бронзу», которую завоевал Андрей Яценко. Да и то, можно сказать, мы ее «вырвали» с боями: писали протесты, заседала судейская коллегия... Этот год меня окончательно убедил, что надо что-то менять. Да и обращение моих коллег по тренерскому цеху из областных федераций меня также в значительной степени подтолкнули к этому шагу и я таки подал документы на конкурс.
– Много областных федераций вас поддерживают?
– Больше десяти заявили, что выступят за мою кандидатуру. Это Харьков, Запорожье, Ивано-Франковск, Полтава, Львов, Одесса, Хмельницкий, Киевская область, Днепр... Есть и такие, что звонят и говорят, что они также за меня, но при этом боятся открыто об этом заявить, потому что опасаются «санкций и репрессий» со стороны Всеукраинской ассоциации, мол в дальнейшем могут пострадать их спортсмены.
– А вы лично видите пути, которые гарантируют возврат украинской вольной борьбы на позиции одного из лидеров в Европе и мире?
– Конечно, ведь когда ты кого-то критикуешь, то должен это делать конструктивно – указывать не только на ошибки, но и говорить, как должно быть и что нужно делать, чтобы обеспечить результат. У меня есть программа, которую я подал в пакете документов на конкурс. Я поэтому и решил бороться за место главного тренера сборной, потому что знаю как за оставшееся время до Олимпиады-2020 в Токио, а это меньше трех лет, подготовить команду на таком уровне, чтобы она снова выигрывала олимпийские медали. Два–три года – вполне достаточный срок для этого. Ведь у нас есть немало хороших и по-настоящему талантливых борцов, которые способны выигрывать медали на самых престижных соревнованиях.
– Можно несколько примеров того, что по вашему мнению, в сборной было не так, или что не делалось, а должно иметь место обязательно?
– Я подал комиссии, которая будет принимать решение, свой анализ работы сборной за последние два года, где указал ряд недостатков и пути их исправления. Привести вам примеры? Прошу. На улице ХХІ век, 2017-й год, а у нас в сборной нет КНГ (комплексная научная группа – Авт.). В сборной по греко-римской борьбе есть, а в свободной – нет. Я сам кандидат наук, имею много научных разработок, которые направлены на совершенствование тренировочного процесса. А получается, что в сборной никто ничего не анализирует на научной основе, а все делается по-старинке – как говорится, на глаз.
– А нынешняя методика тренировок в сборной Украины отвечает современным требованиям?
– О чем вы говорите! Здесь проблем больше, чем достаточно. Люди никак не могут понять, что советские методики, по которым продолжает работать наша сборная, уже не могут приносить тех результатов, которые были, ибо жизнь требует новых разработок. А у нас при планировании тренировочного процесса никто не учитывает изменений в правилах, изменений в регламенте проведения соревнований. Например, если раньше соревнования длились в каждой весовой категории в течение одного дня, то теперь все решающие схватки, в которых определяются победитель и призеры, переносятся на другой день. Соответственно, два раза борцы будут проходить и взвешивания. Кто-то, наверное, скажет, что это мелочи, но ведь мы все хорошо знаем, что в спорте высших достижений мелочей нет в принципе. Чтобы победить на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, надо все заранее продумать до мельчайших деталей.
– Возможно, большинство проблем связаны с недостаточным финансированием?
– В Украине денег всегда не хватало, а тем более сегодня, когда страна фактически находится в состоянии войны. Однако раньше же результаты были, а значит причина в другом. Убежден, что в значительной степени мы начали проигрывать, потому что уже давно «варимся» в собственном соку. Ведущие сборные мира, как Турция, Иран, Грузия и другие неоднократно приглашали нас (и продолжают это делать) на совместные учебно-тренировочные сборы. Однако мы от этих приглашений отказываемся. Почему? Это вопрос к главному тренеру. А возьмите тренировки в нашей сборной – все работают по одному шаблону. Уже весь мир перешел на индивидуальный подход к каждому спортсмену. А у нас и дальше работают, как в колхозе – все по одному плану. А необходимо учитывать, по крайней мере весовые категории, возраст атлетов и технику выполнения приемов. Сейчас у многих команд легкие веса, средние и тяжи тренируются отдельно. Ведь техника выполнения приемов и тактика ведения борьбы совершенно разная. Например, зачем тяжам выполнять работу на коленях, когда им категорически запрещается во время схватки становиться на колени – соперник их просто задавит своей массой. То же касается возраста спортсмена. Совсем разная должна быть методика подготовки у молодого борца и ветерана. Первый развивается, прогрессирует как борец, поэтому и план тренировок один. А ветеран должен направлять свою подготовку на подведение пика формы к главному старту сезона и на восстановление и реабилитацию после травм, без которых, увы, не обходится ни один борец. И подобных проблем у нашей сборной очень-очень много, но большинство из них можно исправить. Причем для этого не нужны дополнительные средства или какие-то особые условия. Поэтому надеюсь, что здравый смысл в решении комиссии возьмет верх. И если мне доверят поработать со сборной, сделаю все, чтобы украинская вольная борьба вернулась в число мировых лидеров, а главное, чтобы наши вольники из Токио вернулись домой не с пустыми руками.