Лучшее сохранение памяти о Д.П.Коркине – это изучение и использование в практике его наследия
Сегодня день рождения Дмитрия Петровича Коркина. Горжусь тем, что мне удалось внести свой небольшой вклад в дело увековечения творческого наследия выдающегося наставника.
14 лет назад меня попросили стать редактором книги о великом тренере, подготовленной его учеником Петром Ивановичем Кривошапкиным. Считаю, что на сегодняшний день это наиболее полное, содержательное и богатое как в биографическом, так и в научно-методическом плане издание, раскрывающее жизнь и деятельность Дмитрия Петровича.
Книга, названная просто и незатейливо: «Опыт подготовки борцов высокого класса. Рукописные материалы заслуженного тренера СССР Д.П.Коркина», вышла, как уже указал, под общей редакцией кандидата педагогических наук, доцента кафедры МБОФВ ИФКиС ЯГУ Кривошапкина П.И.
В числе составителей: кандидат педагогических наук, ректор Чурапчинского ГИФКиС Готовцев И.И., директор Чурапчинской РССОШИ Гуляев Н.Н., Коркина А.С., Макаров С.П., Неустроев Р.В., доктор психологических наук Оконешникова А.П., Пудов Е.В., Уйгуров В.В., Явловский М.А.
Рецензентами стали кандидат педагогических наук, профессор кафедры борьбы РГУФКСиТ, заслуженный тренер Российской Федерации Подливаев Б.А., доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ИФКиС ЯГУ Портнягин И.И.
Предисловие автора-составителя П.И. Кривошапкина.
Данная книга имеет целью наиболее полно представить деятельность выдающегося тренера Дмитрия Петровича Коркина любознательному читателю. Посещения музея дают представление о его жизни и работе, но истинный объем его жизнедеятельности, все его замыслы, идеи невозможно познать за несколько часов. Мы надеемся, что с помощью этой книги появится возможность досконального, детального изучения и анализа его деятельности с позиций методики тренировок по вольной борьбе, с позиций теории и методики спорта, с позиций педагогических подходов к тренировочному процессу, даже с позиций психологии спорта.
До настоящего времени является актуальным вопрос – почему воспитанники Дмитрия Петровича достигли олимпийских высот, а в настоящее время эта цель стала такой трудно реализуемой. Если разобраться во всех его проработанных конспектах, во всех методах исследования, которые он применял, во всех ответах воспитанников на поставленные учителем вопросы, во всех мыслях, оставленных между строк, в его научных работах, надеюсь, эта трудная цель станет более реальной.
Работая над рукописями Дмитрия Петровича, все больше убеждаюсь, что он смог вывести якутскую борьбу на мировой уровень только с помощью глубоких научных познаний, передовых идей, опережавших время по всем областям теории и методики спорта и конкретно вольной борьбы. Теория, мысль, должна идти впереди, опережать практику, как говорят философы: идея первична – материя вторична.
Полностью проанализировать все его записи, все его научные данные очень затруднительно, ведь он записи делал только для себя, в сокращенном виде, источники конспектов указывал не всегда, материалов исследования очень много, но разобраться, какие данные, как получены и с чем связаны, очень трудоемко, почти невозможно. Так что в данной работе доводим до читателя статьи, черновики научных работ, записи в четырех наиболее подробных тетрадях, настольную диссертацию и часть анкет воспитанников.
Согласно поставленным задачам, мы подаем материал максимально приближенно к источнику, Дмитрий Петрович свои конспекты писал собственными словами, с поправками, замечаниями на якутском языке, так что при переводе, редакции некоторые неточности неизбежны.
Кого заинтересуют оригиналы для более углубленного, собственного научного изучения, могут обратиться в музей имени Д.П. Коркина, куда передан дословный компьютерный вариант записей.
Данная книга выходит на свет благодаря инициативе и материальной поддержке ЧРССОШИ, ЧГИФКиС и ИФКиС ЯГУ.
Выражаю глубокую благодарность Александре Семеновне Коркиной, Анастасии Петровне Оконешниковой, ученикам Дмитрия Петровича – Неустроеву Роману Васильевичу, Макарову Семену Прокопьевичу, а также всем преподавателям ЧРССОШИ и работникам музея Д.П. Коркина, принявшим активное участие в проработке всей массы музейного материала, без их объемной работы данная книга могла бы остаться нереализованным замыслом.
Пудов Егор Васильевич, директор Музея спортивной славы им. Д.П.Коркина:
Дмитрий родился 5 сентября 1928 года в Кытанахском наслеге в семье колхозников Петра Кирилловича и Марии Андреевны Коркиных. В 1934 году Дмитрий с сестрой и младшим братом остались круглыми сиротами. В 1939 году поступил в первый класс Белолюбской (Арылахской) начальной школы. В 1940-1941 учебном году – учащийся второго класса Кытанахской семилетней школы. Во время Великой Отечественной войны чурапчинцев насильственно переселили на Север, Дима с родственниками также перенес эту трагическую эпопею, окончил семилетнюю школу в Борогонском наслеге Булунского района (1948), по возвращении на родину – среднюю школу № 2 города Якутска (1951). Работал воспитателем и старшим пионервожатым в санаторно-лесной школе города Якутска (1951-1952).
Будучи студентом Ленинградского пединститута им.А.И.Герцена (1952-1956), стал кандидатом в мастера спорта СССР по борьбе самбо. По окончании учебы получил специальность преподавателя русского языка и литературы. Перед Дмитрием Петровичем стояла дилемма – или ему, чемпиону города Ленинграда и призеру всесоюзных студенческих соревнований, участвовать во второй половине октября на первенстве страны по борьбе самбо и выполнить заветную норму мастера спорта или же поехать в родную Якутию на учительскую работу. И он без колебания выбрал второе.
Министерство просвещения Якутии направляет его в родной Чурапчинский район. Становится завучем в Ожулунской семилетней школе и преподавателем русского языка и литературы. По приезду на место назначения организовал спортивные секции по вольной борьбе среди школьников и взрослых в селах Ожулун и Чурапча (1956). Переводится учителем физкультуры в Чурапчинскую среднюю школу (1957), а затем становится завучем и учителем физкультуры в Чурапчинской школе-интернате.
Учитывая результативность тренерской работы Дмитрия Петровича, руководству района на базе одного из старейших учебных заведений республики – Чурапчинского педучилища – удалось открыть Чурапчинскую спортивную школу-интернат. В скором времени из числа его воспитанников появились первые призеры и чемпионы различных спортивных обществ, ЯАССР, зоны Дальнего Востока и Сибири, России, Советского Союза, международных турниров, мира и Олимпиады.
Дмитрию Петровичу были присущи не столько приобретенные, сколько дарованные человеку Богом и судьбой такие выдающиеся, по-своему харизматические, морально-психологические качества личности, как:
- естественная скромность, всегда сочетающаяся с великодушием и игнорирующая зависть;
- ровный и спокойный характер;
- удивительная работоспособность, безусловно перерастающая в созидательный, творческий труд; труд, опирающийся на достижения практики и науки и привносящий новизну в практику и науку;
- природный талант оберегать и сохранять собственную репутацию, созданную в результате честного труда; умение иметь дело лишь с людьми, обладающими достойными качествами; пренебрежение всяческих интриг и хитроумных маневров;
- высокое интеллектуальное развитие, образованность и эрудиция, ставшие основой глубоко жизненной философской мудрости;
- внешняя недоступность (по-якутски – нүһэр, дьиппиэн), скрывающая, однако, природную внутреннюю сердечность, общительность и коммуникабельность; уникальный талант доверительного и целенаправленного стиля общения с воспитанниками, который был близок к задушевным родительским беседам, возбуждающим неподдельную искренность и глубокое взаимопонимание;
- знание и понимание индивидуальной неповторимости таланта молодого человека, способность проецировать его реальное будущее; воспитание личности с прицелом на Олимп;
- умение поставить и сформулировать перед молодыми конкретные цели и задачи, позволяющие вести ответственную и осмысленную самоорганизацию жизни;
- пунктуальность во всем, непоколебимая точность и верность данному слову;
- высочайшая ответственность, самодисциплина и самоорганизованность;
- последовательная строгая требовательность, прежде всего к себе, а затем естественным образом адресно распространяющаяся на конкретных воспитанников;
- умение, когда надо, перестроиться; ведь его тренерская деятельность по времени совпала с тем особым моментом социализации юношей, так называемым критическим возрастом, являющимся резким и качественным переходом от одного уровня развития личности к другому. Этот возраст сопровождается отрицанием, пересмотром прежних форм поведения и отношений человека и возникновением новых, более высоких. Задача воспитателя-тренера в этот период – не упорствовать в своих старых отношениях к растущему юноше, а перестроить их в соответствии с изменившимся взрослеющим состоянием личности;
- умение провести грань между главным и второстепенным, сущностью и явлением ради развития физических, морально-психологических, интеллектуальных и духовных качеств личности молодого человека.
Первый Президент Республики Саха М.Е.Николаев в Книге почетных гостей оставил такую запись: «Еще в те времена, когда не было современных тренажеров, он (Коркин) исследовал физические возможности человека, досконально изучил и сам создал из дерева самодельные тренажеры – для развития мышц, силы спортсменов. Сейчас, глядя на это оборудование, только восхищаешься».
Эти и другие качества составили вдохновенный и неповторимый талант педагога-тренера, и они же способствовали ему оказать решающее влияние на своих воспитанников и вывести их на высочайший уровень сильнейших борцов огромной страны, а в перспективе и на мировую арену.
Эти личностные качества тренера естественным образом становились личностными качествами молодых борцов, а дважды приумноженные эти же качества послужили затем прочным трамплином к их сияющей спортивной славе.
Д.П.Коркин награжден орденами «Октябрьской революции», «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970). Ему присвоено почетное звание «Наставник молодежи» (1977). Д.П.Коркин – заслуженный учитель школы Республики Саха, заслуженный тренер Республики Саха, заслуженный тренер Российской Федерации, заслуженный тренер Советского Союза.
По решению Госкомитета СССР по физической культуре и спорту проводится Всесоюзный турнир памяти Д.П.Коркина (1987), его жилой дом превращен в Дом-музей Д.П.Коркина (1988), Чурапчинская республиканская спортивная школа-интернат носит имя Д.ПКоркина (1991), установлена Госпремия Республики Саха им.Д.П.Коркина (2003). Д.П.Коркин – почетный гражданин Чурапчинского улуса и Кытанахского наслега.
Новое здание Музея спортивной славы им. Д.П.Коркина открыто к его 75-летию в 2003 году.
Умер после продолжительной болезни 22 февраля 1984 г..
Сегодня день рождения Дмитрия Петровича Коркина. Горжусь тем, что мне удалось внести свой небольшой вклад в дело увековечения творческого наследия выдающегося наставника.
14 лет назад меня попросили стать редактором книги о великом тренере, подготовленной его учеником Петром Ивановичем Кривошапкиным. Считаю, что на сегодняшний день это наиболее полное, содержательное и богатое как в биографическом, так и в научно-методическом плане издание, раскрывающее жизнь и деятельность Дмитрия Петровича.
Книга, названная просто и незатейливо: «Опыт подготовки борцов высокого класса. Рукописные материалы заслуженного тренера СССР Д.П.Коркина», вышла, как уже указал, под общей редакцией кандидата педагогических наук, доцента кафедры МБОФВ ИФКиС ЯГУ Кривошапкина П.И.
В числе составителей: кандидат педагогических наук, ректор Чурапчинского ГИФКиС Готовцев И.И., директор Чурапчинской РССОШИ Гуляев Н.Н., Коркина А.С., Макаров С.П., Неустроев Р.В., доктор психологических наук Оконешникова А.П., Пудов Е.В., Уйгуров В.В., Явловский М.А.
Рецензентами стали кандидат педагогических наук, профессор кафедры борьбы РГУФКСиТ, заслуженный тренер Российской Федерации Подливаев Б.А., доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ИФКиС ЯГУ Портнягин И.И.
Предисловие автора-составителя П.И. Кривошапкина.
Данная книга имеет целью наиболее полно представить деятельность выдающегося тренера Дмитрия Петровича Коркина любознательному читателю. Посещения музея дают представление о его жизни и работе, но истинный объем его жизнедеятельности, все его замыслы, идеи невозможно познать за несколько часов. Мы надеемся, что с помощью этой книги появится возможность досконального, детального изучения и анализа его деятельности с позиций методики тренировок по вольной борьбе, с позиций теории и методики спорта, с позиций педагогических подходов к тренировочному процессу, даже с позиций психологии спорта.
До настоящего времени является актуальным вопрос – почему воспитанники Дмитрия Петровича достигли олимпийских высот, а в настоящее время эта цель стала такой трудно реализуемой. Если разобраться во всех его проработанных конспектах, во всех методах исследования, которые он применял, во всех ответах воспитанников на поставленные учителем вопросы, во всех мыслях, оставленных между строк, в его научных работах, надеюсь, эта трудная цель станет более реальной.
Работая над рукописями Дмитрия Петровича, все больше убеждаюсь, что он смог вывести якутскую борьбу на мировой уровень только с помощью глубоких научных познаний, передовых идей, опережавших время по всем областям теории и методики спорта и конкретно вольной борьбы. Теория, мысль, должна идти впереди, опережать практику, как говорят философы: идея первична – материя вторична.
Полностью проанализировать все его записи, все его научные данные очень затруднительно, ведь он записи делал только для себя, в сокращенном виде, источники конспектов указывал не всегда, материалов исследования очень много, но разобраться, какие данные, как получены и с чем связаны, очень трудоемко, почти невозможно. Так что в данной работе доводим до читателя статьи, черновики научных работ, записи в четырех наиболее подробных тетрадях, настольную диссертацию и часть анкет воспитанников.
Согласно поставленным задачам, мы подаем материал максимально приближенно к источнику, Дмитрий Петрович свои конспекты писал собственными словами, с поправками, замечаниями на якутском языке, так что при переводе, редакции некоторые неточности неизбежны.
Кого заинтересуют оригиналы для более углубленного, собственного научного изучения, могут обратиться в музей имени Д.П. Коркина, куда передан дословный компьютерный вариант записей.
Данная книга выходит на свет благодаря инициативе и материальной поддержке ЧРССОШИ, ЧГИФКиС и ИФКиС ЯГУ.
Выражаю глубокую благодарность Александре Семеновне Коркиной, Анастасии Петровне Оконешниковой, ученикам Дмитрия Петровича – Неустроеву Роману Васильевичу, Макарову Семену Прокопьевичу, а также всем преподавателям ЧРССОШИ и работникам музея Д.П. Коркина, принявшим активное участие в проработке всей массы музейного материала, без их объемной работы данная книга могла бы остаться нереализованным замыслом.
Пудов Егор Васильевич, директор Музея спортивной славы им. Д.П.Коркина:
Дмитрий родился 5 сентября 1928 года в Кытанахском наслеге в семье колхозников Петра Кирилловича и Марии Андреевны Коркиных. В 1934 году Дмитрий с сестрой и младшим братом остались круглыми сиротами. В 1939 году поступил в первый класс Белолюбской (Арылахской) начальной школы. В 1940-1941 учебном году – учащийся второго класса Кытанахской семилетней школы. Во время Великой Отечественной войны чурапчинцев насильственно переселили на Север, Дима с родственниками также перенес эту трагическую эпопею, окончил семилетнюю школу в Борогонском наслеге Булунского района (1948), по возвращении на родину – среднюю школу № 2 города Якутска (1951). Работал воспитателем и старшим пионервожатым в санаторно-лесной школе города Якутска (1951-1952).
Будучи студентом Ленинградского пединститута им.А.И.Герцена (1952-1956), стал кандидатом в мастера спорта СССР по борьбе самбо. По окончании учебы получил специальность преподавателя русского языка и литературы. Перед Дмитрием Петровичем стояла дилемма – или ему, чемпиону города Ленинграда и призеру всесоюзных студенческих соревнований, участвовать во второй половине октября на первенстве страны по борьбе самбо и выполнить заветную норму мастера спорта или же поехать в родную Якутию на учительскую работу. И он без колебания выбрал второе.
Министерство просвещения Якутии направляет его в родной Чурапчинский район. Становится завучем в Ожулунской семилетней школе и преподавателем русского языка и литературы. По приезду на место назначения организовал спортивные секции по вольной борьбе среди школьников и взрослых в селах Ожулун и Чурапча (1956). Переводится учителем физкультуры в Чурапчинскую среднюю школу (1957), а затем становится завучем и учителем физкультуры в Чурапчинской школе-интернате.
Учитывая результативность тренерской работы Дмитрия Петровича, руководству района на базе одного из старейших учебных заведений республики – Чурапчинского педучилища – удалось открыть Чурапчинскую спортивную школу-интернат. В скором времени из числа его воспитанников появились первые призеры и чемпионы различных спортивных обществ, ЯАССР, зоны Дальнего Востока и Сибири, России, Советского Союза, международных турниров, мира и Олимпиады.
Дмитрию Петровичу были присущи не столько приобретенные, сколько дарованные человеку Богом и судьбой такие выдающиеся, по-своему харизматические, морально-психологические качества личности, как:
- естественная скромность, всегда сочетающаяся с великодушием и игнорирующая зависть;
- ровный и спокойный характер;
- удивительная работоспособность, безусловно перерастающая в созидательный, творческий труд; труд, опирающийся на достижения практики и науки и привносящий новизну в практику и науку;
- природный талант оберегать и сохранять собственную репутацию, созданную в результате честного труда; умение иметь дело лишь с людьми, обладающими достойными качествами; пренебрежение всяческих интриг и хитроумных маневров;
- высокое интеллектуальное развитие, образованность и эрудиция, ставшие основой глубоко жизненной философской мудрости;
- внешняя недоступность (по-якутски – нүһэр, дьиппиэн), скрывающая, однако, природную внутреннюю сердечность, общительность и коммуникабельность; уникальный талант доверительного и целенаправленного стиля общения с воспитанниками, который был близок к задушевным родительским беседам, возбуждающим неподдельную искренность и глубокое взаимопонимание;
- знание и понимание индивидуальной неповторимости таланта молодого человека, способность проецировать его реальное будущее; воспитание личности с прицелом на Олимп;
- умение поставить и сформулировать перед молодыми конкретные цели и задачи, позволяющие вести ответственную и осмысленную самоорганизацию жизни;
- пунктуальность во всем, непоколебимая точность и верность данному слову;
- высочайшая ответственность, самодисциплина и самоорганизованность;
- последовательная строгая требовательность, прежде всего к себе, а затем естественным образом адресно распространяющаяся на конкретных воспитанников;
- умение, когда надо, перестроиться; ведь его тренерская деятельность по времени совпала с тем особым моментом социализации юношей, так называемым критическим возрастом, являющимся резким и качественным переходом от одного уровня развития личности к другому. Этот возраст сопровождается отрицанием, пересмотром прежних форм поведения и отношений человека и возникновением новых, более высоких. Задача воспитателя-тренера в этот период – не упорствовать в своих старых отношениях к растущему юноше, а перестроить их в соответствии с изменившимся взрослеющим состоянием личности;
- умение провести грань между главным и второстепенным, сущностью и явлением ради развития физических, морально-психологических, интеллектуальных и духовных качеств личности молодого человека.
Первый Президент Республики Саха М.Е.Николаев в Книге почетных гостей оставил такую запись: «Еще в те времена, когда не было современных тренажеров, он (Коркин) исследовал физические возможности человека, досконально изучил и сам создал из дерева самодельные тренажеры – для развития мышц, силы спортсменов. Сейчас, глядя на это оборудование, только восхищаешься».
Эти и другие качества составили вдохновенный и неповторимый талант педагога-тренера, и они же способствовали ему оказать решающее влияние на своих воспитанников и вывести их на высочайший уровень сильнейших борцов огромной страны, а в перспективе и на мировую арену.
Эти личностные качества тренера естественным образом становились личностными качествами молодых борцов, а дважды приумноженные эти же качества послужили затем прочным трамплином к их сияющей спортивной славе.
Д.П.Коркин награжден орденами «Октябрьской революции», «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970). Ему присвоено почетное звание «Наставник молодежи» (1977). Д.П.Коркин – заслуженный учитель школы Республики Саха, заслуженный тренер Республики Саха, заслуженный тренер Российской Федерации, заслуженный тренер Советского Союза.
По решению Госкомитета СССР по физической культуре и спорту проводится Всесоюзный турнир памяти Д.П.Коркина (1987), его жилой дом превращен в Дом-музей Д.П.Коркина (1988), Чурапчинская республиканская спортивная школа-интернат носит имя Д.ПКоркина (1991), установлена Госпремия Республики Саха им.Д.П.Коркина (2003). Д.П.Коркин – почетный гражданин Чурапчинского улуса и Кытанахского наслега.
Новое здание Музея спортивной славы им. Д.П.Коркина открыто к его 75-летию в 2003 году.
Умер после продолжительной болезни 22 февраля 1984 г..