Самый важный бой Бориса Кипиани
23 июля 2011 15:38
В следующем году прославленному бакинскому боксеру Борису Кипиани исполнится 80 лет. Неоднократный чемпион СССР, бывший главный тренер юношеской сборной Турции мог бы спокойно готовиться к юбилею, но у него сейчас совершенно не то состояние.
Борис Кипиани, которого прекрасно помнит старшее поколение, прикован к постели. Он не может двигаться - паралич. Дочь Ирина, приехавшая из Израиля, хочет увезти отца к себе, чтобы там ему оказали необходимую помощь, но и это сделать невозможно. Некогда кумиру бакинских любителей бокса приходится жить на съемной квартире у своей племянницы Нателлы.
Пять лет назад он стал первым среди представителей азербайджанского бокса обладателем специальной президентской стипендии. Тогда у Бориса Давидовича было все, чтобы, как говорят в таких случаях, достойно встретить старость. Однако теперь он не может получить даже свою президентскую пенсию. Она существенно помогла бы нашему герою оплатить свое лечение, приобрести специальную ортопедическую кровать и кресло. Но каждый месяц эти деньги получает вторая супруга Кипиани, когда-то сумевшая только одной ей известным способом обзавестись доверенностью своего мужа буквально на все. Квартира Бориса Давидовича была продана, а на свою жилплощадь жена прописывать мужа не пожелала.
Сейчас она отказывается выдавать родственникам врачебное заключение, которое необходимо для перевозки Кипиани в Израиль. Даже старые фотографии бывшего спортсмена - и те хранятся у нее.
Несмотря на это, бакинский боксер ни о чем никого не просит. На днях квартиру его племянницы посетил наш корреспондент, сделавший главный вывод: даже занимаясь таким жестким видом спорта, как бокс, можно остаться наивным и доверчивым. Борис Кипиани остался. И сейчас, когда, казалось бы, нет никакого другого выхода, он молчит. Мешает гордыня.
"Хотя я знаю, одного звонка будет достаточно", - говорит он.
А звонить действительно есть кому. На полке у кровати - научные труды Кипиани. В соавторах одного из таких трудов - Агаджан Абиев. Вице-президент Федерации бокса не в курсе нынешнего состояния Бориса Давидовича: "Я уверен, если Агаджан узнает, то обязательно поможет. Ты не понимаешь, его брат - мой большой друг!"
Взять трубку и позвонить в Федерацию бокса Турции тоже не проблема. "Они до сих пор мною интересуются, - улыбается Кипиани. - Хотят, чтобы я работал с их юношеской сборной". Предыдущий опыт работы Бориса Давидовича с турецкими юниорами привел к появлению большого количества перспективных спортсменов в братской стране. Каждый год представители Федерации бокса Турции приходили домой к нашему герою, справлялись о его самочувствии. Но они могут просто не знать, что Кипиани вынужденно переехал на съемную квартиру своей племянницы.
Кое-какую помощь пообещала грузинская диаспора Азербайджана, представители которой уже посещали этот дом и видели эту самую картину.
Мы допускаем, что о состоянии Бориса Кипиани, о критическом состоянии, никто действительно не знал. Но теперь, когда эта статья увидела свет, должны быть хотя бы какие-то изменения. У нас в редакции есть контакты друзей и семьи бакинского боксера, который продолжает, возможно, самый важный раунд в своей жизни. Если кому-то интересно, пусть обращается. Сам Кипиани, как уверяют родственники, по этому вопросу никогда бы не беспокоил никого, но его нынешнее состояние не оставляет им другого выбора.
Мы уверены, что практически любой человек на его месте уже давно опустил бы руки. Но Кипиани не просто бьется, он умудряется еще и шутить. Дочь Ирина в субботу покинет Азербайджан. "Несмотря на статус дочери, я воспитывалась в спартанских условиях. Для меня эталоном должна была быть Зоя Космодемьянская. Папа любит мне об этом напоминать, а я ему отвечаю: тогда ты сейчас Павка Корчагин", - рассказывает она.
До последнего времени Кипиани трудился на спортивной кафедре одного из крупных вузов страны вместе с Алекпером Мамедовым. "Мы с Аликом приятели, - признается он. - Но сейчас он, кажется, поехал к дочери, в Германию".
"Чего-то руке моей сегодня похуже, чем вчера", - признается он, когда наш корреспондент уже готовился покинуть гостеприимный дом его племянницы. Надеюсь, пошутил.
P.S. Безусловно, этот материал несет больше социальный, чем спортивный характер. Забытые герои есть, к сожалению, во всех сферах нашей жизни. Их неумение о чем-то просить накладывается на безразличие ответственных за это людей, которые уже позабыли фразу о том, что "без прошлого нет будущего". Борис Кипиани - это часть истории нашего бокса, одна из лучших ее частей. И если мы дадим ей уйти вот так, если даже пальцем не пошевелим, то стыд - это только самое минимальное из чувств, обязанное нас охватить.