ЭХО ОЛИМПИАДЫ) :wink: правда запоздалое,но интересное(на мой взгляд)
Борьба. 20.08.08 (№11189)
Аура Медведя для Гайдарова
Вчера на Олимпиаде завершали свои выступления на Играх белорусские представители единоборств. Право сказать заключительное слово (веское, во что искренне хотелось верить!) принадлежало борцам вольного стиля – Альберту Батырову и Мураду Гайдарову. При этом второго в ситуации, когда отступать было некуда, лично повел в бой в качестве секунданта прославленный Александр Васильевич Медведь. И его аура – аура великого чемпиона — сказалась. «Бронза»!
ПУТЬ БАТЫРОВА
Батыров, действительно, чрезвычайно разнообразен и умеет на ковре если и не все, то почти все. Правда, водится за Альбертом один весьма существенный грешок — неустойчивая психика, чьи «зигзаги» частенько приводили к поражениям в, казалось бы, победных схватках. Удержать преимущество, как минимальное, так и существенное, — нелегкая для Альберта задача. Оттого и титулов у него немного. А точнее говоря, один, если не принимать в расчет призовые места — чемпион Европы-2007 в Софии.
Фанатично преданный борьбе Батыров, кладущий на алтарь спорта все, что у него есть, умеющий подводиться к важным соревнованиям, заслуживал благосклонности олимпийских богов. Тем более что в Китае Альберту предстояло бороться за двоих — за себя и своего близкого друга Руслана Шейхова, чьи пекинские перспективы убили функционеры ФИЛА во главе со своим президентом Мартинетти. И все говорило о том, что Батыров и должен, и может вписать свое имя в олимпийскую историю.
С «закусочным» соперником северокорейцем Ян Чун Соном Альберт справился уверенно. Первый период взял, заработав балл, а во втором надежно нарастил преимущество и довел дело до победы – 5:3. Однако уже эта двухминутка заставила тревожно забиться сердце. Полностью доминируя на ковре, Батыров принялся за свои привычные художества. А именно: отдача тактических баллов, причем с попаданием в весьма проблемные положения. Украинец Стадник великолепный и титулованный борец. Однако победу над Батыровым ему мог обеспечить либо счастливый случай, либо очередная небрежность нашего мастера. Батыров провел отличную серийную атаку, после чего отдача тактического балла ни к чему плохому привести не могла — 4:1. Повел Батыров в счете и во втором периоде — 2:1. Но тут и началось. Зачем-то приняв обоюдоострый захват, Альберт остался у разбитого корыта — 2:4. А на пятнадцатой секунде решающего раунда и вовсе сам себе устроил туше. Благодаря выходу Стадника в финал Альберт получил утешительный шанс на «бронзу», однако распорядился им бездарно. Индус Кумар словно произвел на Альберта наркотическое воздействие. В первом периоде Батыров почему-то просто топтался на ковре, не пользуясь усталостью только вышедшего из предыдущей схватки соперника, и дождался неудачного жребия — 0:1. Во втором вроде бы пришел в себя, красиво бросив на три балла – 4:0. Но в третьем дал пройти сопернику в ноги и взять «мертвый» захват для накатов-переворотов — 0:7 и шок…
Лишь потом выяснилось, что еще в первом периоде схватки со Стадником Батыров получил травму. Скорее всего, перелом нескольких ребер. Отсюда и такие невразумительные действия на ковре. В паузе между утренней и вечерней частью соревнований белорусские медики предприняли все возможное и невозможное, чтобы позволить борцу сражаться за медаль. Однако…
ПУТЬ ГАЙДАРОВА
Мурад самый опытный «вольник» нашего трио олимпийцев Пекина. Уж он-то не должен был повторить ошибок своих товарищей по сборной – молодого Ризвана Гаджиева, «сгоревшего» во вторник по глупости, и лидера среднего поколения Батырова. Гайдаров и не повторил. Да и не смог бы при всем желании, ибо рядом с его ковром находился Александр Медведь — активно советовавший и подсказывавший, моментально попадавший в кадр при любой паузе в схватках. Соперники на Олимпиаде непросты. Первый из них, азербайджанец Гамсулвараев, подобрал ключик к обороне Мурада в первом периоде — 0:4. Но затем был реванш — 2:0, а в третьем периоде жребий взял нашу сторону. Гайдаров получил право на захват ноги соперника и довел ситуацию до выигрыша решающего балла. Не подвела фортуна Мурада и в противостоянии с грузином Сагирашвили. Дважды рефери вытаскивал из мешочка шарик нужного Гайдарову цвета. Есть полуфинал! Но в нем, доминируя над представляющим Узбекистан Тигиевым в стойке, Мурад свои баллы взять не сумел. Что же до удачи, то она оставила нашего парня — 0:1 и 0:1.
Соперником в схватке за «бронзу» стал молодой румын Штефан. Вполне проходимый оппонент, вот только… Как выяснилось, серьезную травму еще в первом поединке получил и Гайдаров — «выскочил» мениск. Но это не помешало Мураду блестяще отбороться в стойке. Как мастерски отработал во втором и последнем периоде — 2:1 и 3:1.
Мурад ГАЙДАРОВ:
— «Бронза» — это медаль и это главное. Но, конечно, сожалею о поражении в полуфинале, где с Тигиевым была абсолютно равная схватка. Все решил жребий. Можно было выиграть и оспаривать золотую награду. Увы, в стойке не сумел взять победные баллы, хотя доминировал на ковре, постоянно давил. Что тут поделаешь?! На чемпионате мира-2007 в Баку мы с Тигиевым тоже соперничали, и в той схватке жребий дважды взял мою сторону. Поэтому вину за поражение в полуфинале беру только на себя. Напрасно стоял. Хотя бы во втором периоде надо было начинать двигаться, бороться активнее и инициативнее.
— Настрой на «бронзовый» шанс был запредельным?
— Да. Мотивация была огромной, и получилось реализовать на ковре энергетический импульс. Знал, что отступать некуда, что надо выкладываться без остатка. Очень кстати пришелся перерыв в соревнованиях. Медики и тренеры помогли восстановить силы. Брат Гайдар успокоил. Он тоже здесь в Пекине. С их помощью сумел забыть о полуфинале и сосредоточиться на предстоявшей схватке за «бронзу».
— Но по всему выходит, что после тяжелейших травм, серьезных испытаний на излом настоящий Гайдаров вернулся!
— Об этом надо судить вам – журналистам и болельщикам. Но могу обещать одно: в будущем постараюсь, чтобы у вас еще были поводы для таких приятных для меня выводов.
— У вас еще в первой схватке случилась травма колена?
— Да. Колено синее и опухшее: мениск или связки. К слову, эта неприятность меня каким-то образом даже успокаивала. С таким коленом бороться с Сайтиевым за «золото» было бы проблематично. А у «серебра» есть свое свойство, о котором (помните?) мы говорили с вами на последнем чемпионате Европы в Тампере. Эта медаль достается атлету, проигравшему в своем последнем выходе на ковер. А «бронза» — это позитивные эмоции победы. Поэтому все нормально. Всевышний захотел, и все случилось. Огромное спасибо за поддержку. Я знаю, что она искренняя.
— Вам секундировал сам Медведь…
— Конечно, когда такой великий человек и выдающийся борец работает с тобой, это является дополнительным стимулом, придает дополнительные силы и энергию. Да и судьи видят, кто находится возле ковра. Меня сегодня судили очень качественно.
— Завтрашний день…
— Посвящу приведению себя в порядок.
— В финале за кого болели?
— Ни за кого. Мне было все равно, кто выиграет: Сайтиев или Тигиев. При этом не сомневался, что в мире борьбы станет на одного трехкратного олимпийского чемпиона больше.
— Дома в Дагестане ждет праздник?
— Скорее, он случится у меня на второй родине — белорусской земле. В Дагестане уже так привыкли к победам борцов, что «бронзу» и за медаль не считают. Привыкли к «золоту». Это я, конечно, с горечью говорю.
— Вы стали самым успешным белорусским борцом вольного стиля на Играх…
— Очень расстроен за ребят. Гаджиев уверенно выиграл первый период у двукратного чемпиона мира Мансурова, но затем остановился, а надо было продолжать работать агрессивно. Альбертику дико не повезло – травмировался, просто не мог бороться. Врачи нас обоих обкалывали в раздевалке. Меня в ногу, Батырова — в бок. Но он сильный духом. Справится. Будут у него еще Олимпиады.
Александр МЕДВЕДЬ:
— Пусть у Мурада лишь «бронза», но в данном случае слово «лишь» неуместно. Олимпиада есть Олимпиада. Для Гайдарова это первая медаль Игр, и шел он к ней долго и мучительно. В Афинах ему не хватило везения. В Пекине покорение пьедестала состоялось, хотя сложностей при этом восхождении хватало. Проявил мужество, характер, сумел показать классную борьбу, несмотря на травму. Выдал все, задействовал все свои лучшие качества. А все благодаря трудолюбию и преданности спорту. От всей души поздравил Мурада и пожелал дальнейших успехов. Уверен, что они у него еще будут.
— Вы секундировали Гайдарову…
— Вот видите: не зря тряхнул стариной!
Сергей ГУРЬЕВ:
— У Мурада была тяжелая сетка. Азербайджанец очень хорош и титулован. При этом соперник, по сути дела, учился у Гайдарова. Любой грузин – мастер. Тигиев – отличный борец. А что пришлось пережить Мураду, вы знаете. Медики фактически запрещали ему занятия спортом. О том, какие у него межпозвоночные грыжи и какие они приносят боли, знает только он сам. «Бронза» этого мужественного парня сродни «золоту».
— Как определяли, кто будет секундировать Мураду?
— Просто. Исходили из следующей позиции: я как главный тренер свою работу уже выполнил — подготовку атлета завершил. А кто лучше, чем Александр Медведь, может усилить волевые качества, способствовать укреплению силы духа? Правильно, никто. Только он. Решение напрашивалось само и принесло пользу.
— Прокомментируйте выступления двух других членов нашей команды.
— Ризвана Гаджиева подвело отсутствие опыта: выиграв первый период у двукратного чемпиона мира Мансурова, перестал выполнять установку тренеров: продолжать работать на ковре четко, в том же агрессивном ключе. А ведь все у него получалось! Вошел в ногу, взял балл и ничего не позволил сопернику. Однако затем завязался, дал себя сковать, словно не думал, что наставники оппонента также в деталях разбирали борьбу Ризвана. Да и Мансуров сам по себе отличный аналитик. Дважды «мир» просто так не выигрывают. Гаджиеву это урок.
Батыров в первом периоде схватки со Стадником травмировал ребра. В стойке это сразу дало о себе знать. Да так, что я сам вначале не понял, что произошло на ковре. Но когда узнал о травме и ее характере, все стало на свои места. Альберт — волевой борец, но у него есть существенный недостаток: в концовках периодов теряет концентрацию, перестает контролировать ситуацию на ковре. И это его постоянно губит. На ЧЕ-2008 в Тампере, выигрывая схватку у того же Стадника, он «улетел» на туше.
— Но в Пекине все-таки травма…
— Именно. Медики сделали, что могли. Но в схватке с индусом Альберта опять подвела невнимательность. Пропустил в ногу, неправильно начал обороняться — и все. Захват за ребра — и сопротивляться Альберт уже не мог. Но у него тоже еще все впереди.
Руслан ВАСИЛЬЕВ, Александр СТАДУБ (фото) из Пекина