Шамиль Завуров: Буду выступать, пока есть перспектива
10 декабря в рамках турнира M-1 Challenge XXII один из победителей чемпионата M-1 Selection 2010 Восточной Европы, представляющий петербургский клуб Rusfighters Шамиль Завуров выступит в поединке за пояс чемпиона M-1 Challenge в категории до 76 килограммов. В рамках подготовки к предстоящему противостоянию с чемпионом M-1 Selection Западной Европы Шамиль стал участником проходившего в Санкт-Петербурге семинара ведущих мировых специалистов по смешанным единоборства и ответил на несколько вопросов сайта mixfight.ru.
– Шамиль, поскольку вы уроженец Дагестана, с большой долей вероятности можно предположить, что занятия спортом вы начинали с вольной борьбы?
– Это действительно так, у нас практически все мальчишки больше или меньше занимаются вольной борьбой. Не стали исключением ни мои братья, ни я сам. Начал тренироваться в 1996 году в Махачкале в школе высшего спортивного мастерства у заслуженного тренера, чемпиона СССР 1977-78 годов Маирбека Юсупова, ставшего тренером сборной Дагестана по вольной борьбе. Позже одновременно с вольной борьбой я начал ходить на тренировки по ушу-саньда и в 2002 году выиграл первенство Дагестана среди молодежи. После этого стал больше внимания уделять ушу-саньда, ходить на тренировки по рукопашному бою и другим видам, связанным с ударной техникой. В 2003 году в республике создали федерацию боевого самбо и я, уже имея некоторый опыт борьбы, выбрал для себя этот вид единоборств. По боевому самбо я выступал до 2007 года.
– Каких результатов вы добились в этих видах спорта?
– Я был чемпионом Дагестана в 2002 году, призером международного турнира в 2003 году по ушу-саньда, чемпионом СНГ по рукопашному бою 2003 и 2004 годов, чемпионом России 2005 и 2007 годов, чемпионом мира 2004, 2005 и 2007 годов по боевому самбо. Занимаясь боевым самбо, я участвовал в разных коммерческих турнирах по смешанным боям, но не очень высокого уровня. Я выполнил нормативы мастера спорта по вольной борьбе, стал мастером спорта международного класса по рукопашному бою и боевому самбо.
– Это правда, что в боевом самбо вы провели 151 поединок без поражений?
– Да, за пять лет я не проиграл ни одного боя ни в боевом самбо, ни в других видах, по которым выступал. Я очень много тренировался, все свое время отдавал спорту. Я жил и кормил семью только этим. Первое поражение было в моем первом бое по mixfight в Санкт-Петербурге.
– С чем был связан переход в смешанные единоборства mixfight?
– Я был знаком с президентом клуба Rusfighters Алексеем Жернаковым. Еще когда я выступал по боевому самбо, мы выезжали на различные турниры. Потом меня призвали в армию. В 2008 году я получил серьезную травму и около года не мог выступать. В 2008 году после демобилизации мы созвонились с Алексеем Жернаковым и он предложил мне попробовать себя в M-1 mixfight. Первый бой у меня был на в 9-м туре M-1 Selection в ноябре 2009 года в Санкт-Петербурге с Рашидом Магомедовым из команды «Горец». Бой оказался довольно скандальным, о нем потом много писали. Не только по моему мнению, но и по мнению многих других, кто его видел, я выигрывал в первых двух раундах, но судьи дали дополнительный третий. В конце его Рашид нанес запрещенный удар и получил желтую карточку. Судьи долго совещались и отдали победу моему сопернику. Прошло уже много времени, но это решение так и осталось непонятным.
– Сколько боев в общей сложности вы провели?
– По официальной статистике на сегодняшний день мой результат 9 побед и одно поражение. На самом деле я провел 18 профессиональных боев по правилам смешанных единоборств, но не все они вошли в рейтинг-лист.
– Вы предпочитаете технику партерной борьбы?
– Я долго занимался вольной борьбой и в партере чувствую себя комфортнее, легче контролирую действия соперника, хотя смешанных единоборствах не обойтись и без хорошей ударной подготовки.
– Какой вид единоборств, на ваш взгляд, больше всего подходит в качестве базы для смешанных боев?
– Думаю, тот, кто хорошо владеет техникой боевого самбо, может выступать в любом виде. Очень много дает вольная борьба, но там отсутствует не только ударная техника, но и болевые, удушающие приемы.
– За время своей спортивной карьеры вы сменили много клубов и тренеров?
– Занимаясь разными видами единоборств, я работал, конечно, со многими клубами и тренерами. В смешанных единоборствах, не заключая контракта, я провел один бой за Нижний Новгород. Сейчас выступаю только за Rusfighters. Последние 5-6 лет моим единственным тренером является заслуженный тренер, старший тренер сборной Дагестана по боевому самбо Абдулманап Нурмагомедов.
– Возобновить выступления по боевому самбо у вас не возникает желания?
– Я выступаю в смешанных боях, у меня контракт с М-1 Global, но если появиться возможность, хотелось бы выступить на чемпионате России, может быть, уже в этом году. Все будет зависеть от расписания боев по mixfight.
– Участие в боях вас материально обеспечивает?
– Гонораров за бои того уровня, что я пока провожу, конечно, не хватит, чтобы обеспечивать семью, но здесь я получаю небольшую зарплату, есть спортивная стипендия в Дагестане, кроме того, я немного занимаюсь тренерской работой, готовлю молодых ребят. Так что, пока как-то хватает.
– Как складывался для вас нынешний сезон?
– Пока вполне успешно. В этом году я провел довольно много боев и все выиграл, выиграл М-1 Seiection, но до конца года еще есть время.
– Вы уже знаете, в каких турнирах предстоит участвовать?
– Есть приглашение на бои в Чехию, в декабре предстоит бой за пояс M-1, возможно, будет еще какой-нибудь бой. Во всяком случае, еще 3-4 боя намечается.
– Какие бои больше запомнились?
– Самым трудным был поединок в январе этого года в Омске на «Битве гладиаторов» против француза из Сенегала Сеудина Сека. Я тогда сломал руку, повредил связки, и последствия этой травмы дают знать о себе до сих пор. Мне не первый раз пришлось вести бой три раунда, но этот давался настолько тяжело, что у меня даже возникли сомнения в победе. В концовке третьего раунда я заставил себя собраться и в партере атаковал сверху. Вероятно, это и склонило судей отдать мне победу, хоть и не единогласно. Саудин Сек и раньше приезжал в Россию, выступал и в Дагестане против очень сильных наших бойцов. Я знал, что это очень сильный, серьезный соперник, и бой с ним оказался, пожалуй, самым трудным за все время моих выступлений.
– Вы выбрали для себя не самую легкую работу, но, судя по всему, увлечены ею. Хотели бы, чтобы сыновья пошли по вашим стопам?
– Да, хотя и не обязательно им заниматься боями и спортом профессионально. Я непременно отдам их в какую-то спортивную секцию, а в какую конкретно, они будут решать сами.
– Ну, судя по всему, вряд ли им удастся избежать занятий каким-либо видом единоборств. Вам их не жалко?
– Жалко, конечно, но я считаю, любой мужчина должен пройти через это, научиться постоять за себя. Если они не захотят заниматься спортом профессионально, если не проявят такого же желания, как я, заставлять их, конечно, никто не будет, но если они захотят, я буду только рад. Жалко, но, по-моему, нагрузки, которые приходится выдерживать профессиональным спортсменам, себя оправдывают. С другой стороны, без желания заниматься спортом бессмысленно, это может превратиться из тренировок в пытку, а результатов все равно не даст. Я сам работаю с молодыми ребятами и знаю это очень хорошо. Не знаю, можно ли добиться результатов в какой-либо отрасли, если заниматься этим из-под палки – в спорте это пустая трата сил и нервов.
– Ваши воспитанники уже показывают результаты?
– У меня есть несколько очень хороших ребят, с которыми я связываю большие надежды, уже есть чемпионы и призеры первенств мира по боевому самбо. Надеюсь, что уже в следующем году о них узнают многие любители смешанных единоборств. Они еще будут выступать и в Selection, и в Challenge, и на более высоком уровне.
– В связи с этим, после завершения спортивной карьеры вы собираетесь заняться тренерской работой?
– Пока еще не знаю. Я закончил факультет физической культуры и спорта Дагестанского государственного педагогического университета и юридический факультет Дагестанского институт финансов и права. Два высших образования дают возможность некоторого выбора, но пока так далеко я не заглядываю, хочу выступать, пока есть такая возможность и сохраняются перспективы роста.
– Профессиональная спортивная карьера – занятие тяжелое и часто однообразное. У вас никогда не возникало желания все бросить и заняться чем-то другим, менее трудоемким и травматичным?
– Наверное, такие мысли время от времени появляются у всех. Но когда возникает перерыв в тренировках даже из-за травмы, через неделю-другую снова тянет в зал, это уже стало частью моей жизни. Мама, жена, домашние иногда говорят, что, мол, уже хватит, уговаривают заняться чем-то другим, но я пока не могу отказаться от боев и начать строить жизнь в какой-то другой сфере. Больше двух месяца перерывов в тренировках у меня не было даже после травм.
– Как долго вы собираетесь продолжать свои выступления, каких результатов хотите добиться?
– Загадывать, особенно в нашем виде спорта, трудно, но хотелось бы поучаствовать в престижных турнирах в Америке или Японии, попасть в элиту мировых бойцов смешанных единоборств. Сейчас у меня контракт с М-1 и то, в каких боях участвовать, решают совместно руководители М-1 и моего клуба Rusfighters. Они между собой договариваются, чтобы не получилось, что мне одновременно нужно выступать за две организации. Минимум два-три года я еще собираюсь выступать, а об уходе буду думать, когда почувствую, что достиг максимума, на что способен, когда не станет перспективы. Если не получится выступать в престижных боях, может быть, закончу со смешанными единоборствами раньше.
– Какова роль промоутера в профессиональном росте бойца?
– Без промоутера можно выступать только до определенного уровня, драться в Дагестане, в России, но чтобы выступать за рубежом, без участия промоутера не обойтись. Его роль не меньше, чем тренера. Тренер непосредственно готовит к бою, а организует бой, договаривается об условиях и гонораре спортсмена его промоутер.
– Вы получили травму еще в начале года, но продолжаете выступать, причем все в более серьезных поединках. Вообще травмы вас не преследуют?
– Да, травмы, как у всех, бывают. К сожалению, рука до сих пор беспокоит, но бои проходят практически каждый месяц, даже на полноценное восстановление нет времени. Лечением займусь, когда возникнет пауза в боях.
– Вы выступаете в довольно популярной весовой категории до 76 килограммов. Приходится придерживать вес, сгонять перед боями?
– Приходится сгонять 3-4 килограмма, но это не создает для меня проблем. Выступая в боевом самбо, рукопашном бое приходилось сгонять 5-6 килограммов и больше. Сейчас сгонку веса переношу легко.
– Как вам понравился прошедший в Петербурге в октябре семинар?
– Семинар, на самом деле, очень хороший и мы очень рады, что получилось в нем участвовать. Я узнал о приглашении на него, когда был на Украине и даже не успел перед Петербургом заехать домой. Мы тоже много работаем в партере, но если что-то не получается, переходим на другой прием, а бразильцы работают комбинациями, связками приемов. Много нового увидели для себя и в ударной технике. То, что узнали здесь, будем отрабатывать уже дома. Не знаю, как для других, но для нас семинар был очень полезным.
– Насколько важен, на ваш взгляд, психологический настрой на поединок?
– Это очень важно, особенно после перерыва в боях. Когда бои следуют один за другим, втягиваешься в этот режим, психология начинает играть меньшую роль. На очередной поединок выходишь как на заурядный спарринг. С основами психологии я знакомился в педагогическом институте, но это лишь поверхностные знания, которых на практике не достаточно. Вообще, я думаю, в команде были бы полезны врач, массажист, психолог, которые бы постоянно работали с бойцами. Особенно трудно мне было настраиваться, пока начинал свою спортивную карьеру, выступал в любительских соревнованиях. С переходом в профессионалы эта проблема стала менее острой. Сейчас я нормально чувствую себя на ринге, слышу секундантов, оцениваю действия соперника.
– Если бы не спорт, не смешанные бои, кем вы могли бы себя представить?
– Честно говоря, не знаю.
Справка
Завуров Шамиль Магомедович. Родился 7 апреля 1984 года в селении Кироваул Кизилюртовского района республики Дагестан.
Вольной борьбой начал заниматься в 1996 году в Махачкале в школе высшего спортивного мастерства под руководством заслуженного тренера, чемпиона СССР 1977-78 годов Маирбека Юсупова.
С 2002 года занимался ушу-саньда, с 2003 – боевым самбо.
Чемпион Дагестана 2002 года среди молодежи, призер международного турнира в 2003 году по ушу-саньда, чемпион СНГ по рукопашному бою 2003 и 2004 годов, чемпион России 2005 и 2007 годов, чемпион мира 2004, 2005 и 2007 годов по боевому самбо. Мастера спорта по вольной борьбе, мастер спорта международного класса по рукопашному бою и боевому самбо.
В смешанных единоборствах выступает с 2009 года. На профессиональном ринге по правилам mixfight провел 10 боев при одном поражении, которое потерпел в первом своем бое на турнире М-1 Selection в Санкт-Петербурге в 2009 году. Выступает за петербургский бойцовский клуб Rusfighters.
Победитель чемпионата M-1 Selection 2010 Восточной Европы.
Женат. Имеет двух сыновей и дочь.
Закончил факультет физической культуры и спорта Дагестанского государственного педагогического университета и юридический факультет Дагестанского институт финансов и права.