ожь, большая ложь и статистика WADA: разбор допинг-данных по России и миру
15:53 26 ИЮЛЯ 20161125
Говорят, за массой цифр можно скрыть все что угодно. Особенно, за скучными статистическими отчетами: посмотришь на файл о 150 страницах, в котором на 149 страницах (кроме титульной) одни лишь цифры, — и хочется просто закрыть его, даже не читая, так как знаешь, что все равно уснешь уже на первом десятке страниц.
Именно так обстоит дело с ежегодными отчетами Международного антидопингового агентства (WADA), с оригиналами которых можно ознакомиться на сайте самого агентства. Читать это невыносимо, однако корреспондент Федерального агентства новостей смело погрузился в море цифр — и вот что там обнаружил.
Весь мир «в ежовых рукавицах»
Сводные электронные отчеты WADA, организованного как отдельное агентство в 1998 году, покрывают период с 2003 по 2014 годы и включают в себя массу подробной информации, в которой неподготовленный читатель может просто утонуть. Однако массу тенденций более чем десятилетнего периода можно выстроить и по гораздо более простым обобщениям, которые легко почерпнуть из этих пухлых отчетов.
Начать стоит с объемов такого рода накопленной статистики от WADA и принципов его работы. Когда вы слышите, что антидопинговое агентство буквально «держит в ежовых рукавицах» весь спортивный мир, это не преувеличение. Если сравнить количество допинг-проб, которые проходят ежегодно через руки WADA, то можно просто поразиться: мочу спортсменов уже скоро можно будет возить если не поездами, то грузовиками — точно. Так, в 2003 году по всему миру было сделано 151.210 допинг-проб, а в последнем отчете, посвященном 2014 году, это количество более чем удвоилось, составив 305.888 проб.
В реальности это означает, что каждый день в году, ежедневно, повсюду в мире, около тысячи баночек наполняется мочой спортсменов, а потом эта урина подвергается массе аналитических процедур, итогом которых становится либо вердикт «чист», либо столь же однозначный вердикт «виновен».
Сколько же «виновных» нашло WADA в последние годы по всему миру?
Наибольшее количество проб с «положительными аналитическими следами» (adverse analytical findings, AAF), а именно 5505, было зарегистрировано в 2012 году, что составило 1,92% от общего числа проб. Самый низкий процент положительных проб (1,62%), как и их самое малое абсолютное количество (2447 проб), были зарегистрированы в 2003 году, в момент начала публикации официальной статистики WADA.
Как видно из этого факта, ситуация с допингом в целом мире никак не изменилась, даже на фоне того, что WADA практически удвоило свои усилия по поиску следов запрещенных препаратов. Вдвое больше сдаем мочи — вдвое больше получаем положительных анализов. На этом фоне общий процент положительных проб по-прежнему болтается между 1 и 2% допинг-проб от попадающих под мониторинг WADA атлетов.
Вот это и есть «цена» сегодняшнего «тайного мира допинга» — в расчете на каждую сотню мировых спортсменов находится всего одна или две паршивых овцы, которые и пополняют «расстрельные списки» WADA. И даже двойная или тройная проверка «чистой» мочи все равно не дает положительного результата на допинг там, где его нет изначально.
WADA в лесном путешествии
В конце концов, всем понимающим хоть немного в медицине, фармакологии и тренировках понятно: на фоне практически еженедельного контроля WADA за показателями олимпийских спортсменов как-то скрыть применение запрещенных препаратов если не невозможно, то уж точно — очень затруднительно. В силу чего приходится признавать очевидное — большая часть спортсменов и в само деле «играет честно».
С другой стороны, рассказы о некоей «русской допинговой машине», которая якобы была создана под руководством одного-единственного начальника Московской лаборатории РУСАДА-WADA, упираются в другой неприятный факт публичной статистики: эта самая РУСАДА-WADA никак не выделяется из общей антидопинговой статистики ни в 2014, ни в 2012, ни в 2003 годах.
Более того, начиная с 2003 года, когда в Москве было обработано чуть более 2500 антидопинговых проб, до «злополучного» 2014 года, когда их количество составило уже 16.276 штук, количество антидопинговых проверок, производимых в России, выросло в 6,5 раз. И это по сравнению с общемировым ростом, который, как вы помните, составил всего лишь два раза.
Выходит — российский спорт стали проверять втрое тщательнее остального мира. Притом что ни население страны, ни число российских спортсменов отнюдь не выросло в те же самые шесть с половиной раз. И поэтому на все заявления, утверждающие, будто в российском спорте все «не слава богу», надо смотреть сквозь призму этих цифр: даже тотальная слежка за российскими спортсменами со стороны WADA не выявила ничего экстраординарного. 2% — и идите лесом, не выдумывая дешевых ужастиков о «тотальной коррупции» в российском спорте.
Читайте также: На медленном Олимпийском огне: Ольга Туханина о цене пропуска России на Игры
Конечно же, статистика WADA в целом привязана именно к лаборатории, а не к национальности спортсменов. Так, по состоянию на 2014 год, около 20% всех допинг-проб в мире традиционно, как и в прошлые годы, делают лишь две американские лаборатории (в Лос-Анджелесе и в Солт-Лейк-Сити). Но эти 63 с лишним тысячи проб, понятное дело, относятся не только к американским спортсменам, но и ко всем атлетам из тех стран, которые не имеют собственных лабораторий и посылают свои анализы в США.
А это, кстати, весьма неплохой бизнес и рычаг влияния на неугодных, что и показывает нам сюжет с российскими спортсменами. Ведь сегодня их просто-таки принуждают отказываться и от национальной системы допинг-контроля (к слову, полностью подотчетной WADA), так и во многом — от своего флага и страны. А выстроенная за десятилетие работы эффективная структура РУСАДА практически закрыта, исходя из весьма спорного «расследования» WADA.
Пекин и Лондон: ловкость рук и немного мошенничества
И теперь самое главное. Изучение статистики WADA однозначно показывает: спускать всех собак на лабораторию в Сочи можно лишь под очень серьезным политическим давлением. Дело в том, что Сочинская лаборатория, сделав в олимпийском 2014-м году 3025 анализа, выявила в них всего 1,96% положительных допинг-проб, что вполне соответствует мировому уровню обнаружения допинга и находится внутри пресловутого коридора 1—2% положительных проб в мире. В том же коридоре, с мизерными отклонениями, давала свои результаты и Московская лаборатория РУСАДА, причем такой результат она показывала как до прихода Григория Родченкова на место ее директора, так и после его появления на руководящих постах.
Читайте также: Доклад Макларена: как адвокаты WADA опозорились в технике, химии, медицине и праве
О честности РУСАДА косвенно свидетельствуют и перепроверки допинг-проб отдельных призеров Олимпийских игр в Пекине (2008 год) и Лондоне (2012 год), которые были проведены в мае этого года совместной комиссией МОК и WADA. Да, эти перепроверки показали наличие следов допинга в до этого «чистых» пробах, но вот география такого рода нарушений оказалась гораздо шире России и российского спорта. В рамках второй волны перепроверки оказалось, что 30 спортсменов из восьми стран употребляли допинг во время Олимпиады в Пекине, перепроверка же проб с лондонских Игр дала положительный результат у 15 спортсменов из девяти стран.
Таким образом, суммируя оба случая, общее количество дополнительно уличенных в употреблении допинга спортсменов выросло до 98. Сравним это число с изначальными результатами: в 2012 году Лондон выявил лишь 32 положительные пробы, в 2008 году Пекин нашел 56 положительных проб — и сделаем вывод: в те годы, на своих «домашних» Олимпиадах, данные лаборатории просто «не заметили» или же сознательно утаили как минимум половину положительных результатов анализов! И вскрылось это только сегодня.
А если поискать еще? Если подойти к вопросу с той же тщательностью, с какой WADA шпионит за российским спортом? Что тогда станет с «рекордно низкими» показателями Лондона (0,74% положительных проб на Олимпиаде-2012) и Пекина (0,51% положительных анализов лаборатории на Играх-2008)? Не выйдут ли они за коридор и не превратятся ли в печальные 8,27% положительных проб на допинг (109 штук), которые выявила, например, Мексиканская лаборатория WADA в 2012 году? Кстати, что там с мексиканцами? Они-то едут в Рио?
Вот о чем говорит нам статистика WADA: российский спорт поражен допингом не более чем все Олимпийское движение. И то, что Россию, ее спортсменов и тренеров, РУСАДА и Сочинскую лабораторию назначили «мальчиками для битья» — лишь вопрос политики, а также дележа денег и влияния в мировом Олимпийском движении. Ведь с Лондоном или Пекином ссориться гораздо накладнее, чем с Москвой.
Михаил Большаков...
Источник:
Ложь, большая ложь и статистика WADA: разбор допинг-данных по России и миру