Страшный сон Джабо.
Ещё никогда сборная России по борьбе не падала на лопатки, как это произошло в Париже
Как бы сейчас ни пытались осторожничать и подбирать нужные слова тренеры, спортсмены и эксперты, результаты сборной России по борьбе после парижского чемпионата мира иначе как провалом не назовёшь. Следом за греко-римцами немыслимый антирекорд установили и вольники сборной, не завоевав ни одной золотой медали. Впервые с 1954 года.
Для сборной России этот чемпионат мира (по итогам) можно смело назвать турниром отчаяния, извинений и оправданий.
Сразу после турнира греко-римских борцов главный тренер страны Гоги Когуашвили заявил, что вины за неудачу ребят с себя не снимает, допустил, что надо было быть ещё жёстче и даже вспомнить о дедовских методах воспитания.
«Ответственность за такой результат беру на себя», – сказал вскоре и Юрий Шахмурадов, главный тренер женской сборной России, после того как наши девочки смогли завоевать только одну бронзу.
Видя провальное начало турнира, президент Федерации спортивной борьбы России (ФСБР) Михаил Мамиашвили заявил, что ситуация будет подвержена жесточайшему анализу, по итогам которого будут сделаны организационные выводы.
Но, пытаясь найти поражениям хоть какое-то объяснение, Мамиашвили сделал ремарку, якобы российская команда боролась в новых условиях, поскольку Объединённый мир борьбы (UWW) после Олимпиады в Рио-де-Жанейро пошёл на эксперимент и на некоторое время отменил борьбу в партере, в который попадают спортсмены за пассивное ведение боя. В этом аспекте, уверен глава ФСБР, россияне традиционно сильны.
Ещё до старта турнира вольников казалось, что неудача борцов греко-римского стиля и девушек должна только подстегнуть остальных членов сборной. Разумеется, главная надежда российских болельщиков была связана с выступлением борцов-вольников. Даже самые осторожные прогнозы, включая и тренерского штаба, обещали как минимум три восхождения на высшую ступень пьедестала. Однако всё, что удалось борцам на коврах Парижа – три серебра и две бронзы. В финалах в своих весовых категориях уступили Гаджимурад Рашидов (до 61 кг), Хетик Цаболов (до 74 кг) и Абдулрашид Садулаев (до 97 кг), для которого поражение в финале от американца Кайла Снайдера стало первым в карьере. Ну, и бронзовые награды выиграли Алан Гогаев (до 65 кг) и Владислав Валиев (до 86 кг).
После таких результатов экспертное сообщество, тренеры, спортсмены, не говоря уже об Интернете и социальных сетях, просто забили тревогу. Как могло случиться так, что традиционный фаворит практически всех значимых мировых турниров – сборная России – оказался так грубо отодвинут от пьедестала?
Приводим наиболее интересные комментарии, прогнозы по итогам парижского «кошмара».
Даже у Михаила Мамиашвили не нашлось слов оправдания – только разочарование:
– Такой результат сборной – это серьёзный звонок за три года до Олимпийских игр в Токио. Если спортсмен проигрывает за пять секунд до конца схватки – это нюансы, мы их доработаем. Но в данном случае речь идёт о радикальном решении глобальных проблем, таких как территориальное финансирование, жёсткий контроль на местах, ответственность там, где наш вид спорта имеет глобальные традиции. Без всего этого тотального превосходства не будет. Произошедшее – серьёзный повод для разговора на высоком уровне. Чтобы конкурировать и сохранять лидирующие позиции, нынешнего подхода уже недостаточно. Необходимо сконцентрироваться на одном из приоритетных видов спорта в олимпийской программе, а этого не происходит. И сейчас мы пожинаем плоды того, о чём предупреждали ещё 8–9 лет назад.
Надо полагать, многие думали, что в наиболее затруднительном положении оказался главный тренер сборной страны Дзамболат Тедеев. Он пошёл на эксперимент, взяв в сборную только чемпионов страны, но оказался веселее всех. Тедеев не смеялся, но и не плакал. В интервью коллегам из championat.com он разложил своё видение:
– Конечно, результат неудовлетворительный. Мы едем домой без золотых медалей. Но в конце концов это пойдёт нам на пользу. Следующий крупный старт для сборной России – чемпионат Европы, и он пройдёт в нашей стране, в Каспийске. До этого момента мы проведём большую работу и сделаем всё, чтобы наши болельщики забыли это парижское недоразумение как страшный сон. Для нас этот чемпионат мира был непринципиальным.
В Париж у нас приехала молодая команда. Правильнее сказать, новая команда. Мы не привезли первый состав. Если вы обратили внимание, ещё в прошлом году многие ребята боролись в других весах. Фактически их можно назвать дебютантами, и это будет правдой. В то же время наши соперники из США или Грузии привезли основной состав, свою олимпийскую команду. У нас из участников в Рио присутствует только Садулаев, и то не в своём весе. Из тех, кто боролся на весеннем чемпионате Европы, у нас лишь один человек. Идёт серьёзная ротация.
– Что мешало вам привезти состав не из дебютантов? Тех, кто мог бы одержать победу, как в старые добрые времена?
– Это начало олимпийского цикла. Мы хотим посмотреть всех, чтобы был проверенный резерв, чтобы мы представляли, кто и как на соревнованиях такого уровня себя чувствует. В своё время юный Мавлет Батиров стал на чемпионате мира 14-м, а через год выиграл Олимпийские игры 2004 года. В том сезоне все чемпионы России этого года получили шанс выступить на чемпионате мира. Тренерский штаб посмотрел на них в деле.
Это хороший опыт.
– Теперь чемпионы России не будут иметь приоритетное право ездить на главный старт сезона?
– Есть критерии отбора. Победа на чемпионате страны автоматически не означает, что ты так же хорошо будешь выглядеть на международной арене – в этом мы убедились ещё раз. На чемпионате мира нужно завоёвывать победы для страны. Не для Дагестана или Осетии, а для страны. И в этом смысле интересы иногда расходятся, к сожалению.
– А кто в Париже мог бы усилить состав?
– Олимпийский чемпион 2016 года Сослан Рамонов, вице-чемпион Игр в Рио Аниуар Гедуев, опытнейший многократный чемпион мира и Европы Билял Махов, чемпион мира 2016 года Магомед Курбаналиев, чемпион Европы 2017 года Ильяс Бекбулатов…
– То есть Рамонов, Гедуев, Махов будут всерьёз продолжать бороться и вы на них рассчитываете в контексте Олимпиады-2020?
– Конечно. Они все будут бороться. Рамонов и Гедуев уже перенесли операцию, Бекбулатов только готовится к ней (порвал мениск), а Курбаналиев не восстановился после женитьбы.
– Как это?
– Я хотел, чтобы он поехал на этот чемпионат мира в весе до 70 кг, но… Парень дорвался, как говорится. У нас же на Кавказе как: провёл свадьбу – год потерял.
– Что скажете по выступлению Абдулрашида Садулаева, который ранее не проигрывал в официальных соревнованиях такого уровня?
– Скажу, что в следующих сезонах он должен представлять не категорию 97 кг, а поменьше – 92 кг. Пусть она не олимпийская, ближе к Играм успеем подсушиться. Честно сказать, я так и не понял, почему было решено, что он в этом году пройдёт по категории до 97 кг. У Садулаева реальный вес – 92 кг. Сгоняешь 4–5 кг и борешься в своём весе. Ладно, будем считать, что поэкспериментировали.
– Хетик Цаболов мог победить Барроуза?
– Для него это тоже своего рода дебют, на крупных стартах он в таком весе не боролся. Считаю, успешный дебют. Жаль, что подарил американцу два балла в финале, иначе мог стать и чемпионом мира. И тогда у нас с вами был бы совсем другой разговор.
– Как объяснить поражение в полуфинале Алана Гогаева, который за несколько секунд до окончания вёл в счёте против грузинского спортсмена?
– Такое может случиться с каждым, к сожалению. Жаль, потому что Алан вполне мог стать чемпионом мира. Прав Михаил Мамиашвили, который уже сказал Гогаеву: «Будет у тебя десять таких схваток, ты ни разу за пять последних секунд не дашь провести против себя приём».
– А вам не кажется, что этих поражений на последних секундах было очень много? Тот же Гогаев, Кадимагомедов, чудом спасшийся днём ранее Валиев, тоже пропустивший приём в самом конце…
– Как это объяснить? Всё тем же: молодостью, неопытностью, отсутствием практики борьбы на таком высоком уровне.
– Со стороны виделось, что ребята к концу поединков «сдувались», то есть физически не выдерживали. Тот же вице-чемпион Парижа Гаджимурад Рашидов прямо сказал, что в финале у него закончились силы.
– Повторюсь: молодость. Это основная причина. Проигравшему за минуту со счётом 5:0 Кадимагомедову 23 года, он даже толком в составе сборной не выступал. А тут сразу – чемпионат мира. То же самое Рашидов. Первый такой турнир в карьере.
– За весь разговор вы ни разу не показали, что вам негативный результат команды неприятен или досаден.
– Я стараюсь держаться. Конечно, любое поражение для меня болезненно. Ничего хорошего в этом нет. Надо было побеждать, и мы могли это сделать. Но есть реальность. В реальности до Олимпиады в Токио ещё три года. Слава богу, что есть время. Мы понимаем свои ошибки. Для нас этот чемпионат мира был непринципиальным. Пока есть время, мы будем продолжать экспериментировать. Цель – Олимпийские игры. Они покажут, кто был прав, а кто ошибался.