«Тогда мне приснился вещий сон». Александр Контоев о триумфе с братом на чемпионате мира
07:20, 08 июня
Текст: Дьулустаан Сергеев
«В преддверии чемпионата мира по вольной борьбе в Софии 20 лет назад мне приснился сон, будто я взбираюсь на гору, а впереди меня шел еще кто-то. Было сложно подниматься, лишь позже я понял, что это были мы с братом», — такими словами Александр Контоев вспоминает дни двадцатилетней давности, когда братья Контоевы-Александр и Герман- вместе поднялись на пьедестал чемпионата мира в одной весовой категории. Титулованный борец в интервью ЯСИА рассказал о том, как проходили схватки, о своих ошибках и потенциале проводимых в Горном улусе Играх Манчаары. Нынешняя Спартакиада по национальным видам спорта в Бердигестяхе пройдет в ознаменование 20-летия триумфа братьев Контоевых на чемпионате мира.
— Александр Степанович, 2001 год, впереди чемпионат мира, как вы туда отобрались, у кого тренировались и как подготовились к столь важном старту?
— В 2001 году, если вспомнить, то только выходил из юниорского возраста во взрослый. Тренировался у заслуженного тренера России Ивана Сивцева. Отбор тогда я прошел следующим образом: на чемпионате России среди мужчин я занял третье место, а тот, кто выиграл, Дугар Жамсуев, стал позже пятым на чемпионате Европы, поэтому того, кто поедет на чемпионат мира определяли на летних сборах сборной России. В претендентах были трое представителей Бурятии и я. Решили, что тот, кто выиграет на контрольных схватках, тот и поедет в Софию, при этом поставили условие, что в день схваток вес должен быть ровно 58 кг, то есть на 3 кг сделали провес. На утро началось взвешивание, затем уже прикидки. Один из борцов заболел, у него была температура, другой не смог сделать вес, остались мы вдвоем. С Юрием Дашинимаевым из Бурятии схватку я выиграл и завоевал право выйти на ковер чемпионата мира среди мужчин, мне было всего лишь двадцать лет. Затем уже начали усиленную подготовку. Чемпионат мира 2001 года должен был состояться в сентябре, но, как известно, в те дни была трагедия в США, поэтому перенесли на ноябрь в Болгарию.
-Как тогда давалась весогонка
-Я был молод, поэтому вес делал не так изнурительно, примерно сгонял 7 кг, но юный организм быстро восстанавливался.
-А схватки, как они проходили, с кем боролись?
-В начале я победил грузина, выступавшего за Канаду, Михаила Джапаридзе, затем кубинского чемпиона мира Вильфредо Гарсия, в четвертьфинале выиграл у монгола — чемпиона Азии. В полуфинале я уступил иранцу Бабабку Нурзаде. В схватке за третье место смог одолеть третьего призера Олимпиады в Атланте Маулена Мамырова. В преддверии чемпионата мира 20 лет назад мне приснился сон будто взбираюсь на гору, а впереди меня еще кто-то, было сложно подниматься, лишь позже я понял, что это были мы с братом. Герман стал победителем, а я за ним стал бронзовым призером чемпионата мира.
-Если бы выиграли иранца, то был бы якутский финал на чемпионате мира…
-Да, мы Германом бы оба вышли в финал. В борьбе с иранцем мне не хватило опыта, не настроился как надо. Зато у меня в то время была отличная выносливость, иранец потерял много сил в борьбе со мной. А когда ему нужно было сразиться с моим братом, он не смог ничего сделать против Германа. Брат, в свою очередь, изнурил казаха, с которым позже я сражался за бронзовую медаль. Так и сыграла взаимовыручка на ковре. 20 лет прошло незаметно, кажется, будто это было совсем недавно. Тот чемпионат мира мне запомнился гораздо больше, чем все остальные соревнования.
С годами уже стало гораздо труднее сгонять вес, не мог восстанавливаться. Я был нацелен на Олимпийские игры, поставили цель с тренером остаться в своем весе, сейчас с тренером понимаем, что слишком много раз за год гоняли вес. Растущему организму это дается не легко. Часто и много совершать весогонку для большого спорта не подходит, это я осознал уже поздно. К примеру, в 2002 и 2003 году я по шесть раз гонял вес почти по десять килограмм за год, в 2004 году организм истощился. Сейчас многие профессиональные спортсмены проходят весогонку лишь 2-3 раза в год, к примеру, бойцы смешанных боев. После этого должен хорошо восстановиться, прийти к форме, лишь потом можно все снова повторить.
-Затем вы трижды становились призером чемпионата Европы…
-На первые два чемпионата Европы поехал, победив гран-при Ивана Ярыгина, а там было два килограмма допуска. А гонять эти два кило мне было уже сложно, что и сказалось на моих выступлениях на чемпионате Европы, на 55 кг я не мог восстановиться, проигрывал тем, кого в обычных схватках или с допуском в 2 кг на соревнованиях спокойно побеждал. Весогонка сильно сказывается в нашем деле. В 2013 году я снова взял европейскую бронзовую медаль в весе до 65 кг, тогда я не гонял особо вес и чувствовал себя намного лучше увереннее, мог даже выйти в финал и выиграть, если бы не ошибся. Сейчас я думаю, что мог те ошибки попросту не совершать в плане подготовки и борьбы, тогда мои результаты стали бы гораздо ярче, чем они сейчас. Это я стараюсь и объяснять тем, кто учится в нашем Училище олимпийского резерва, советую тренерам.
-В этом году ваша малая родина принимает Игры Манчаары. Что это для вас означает?
-Место проведения Игр Манчаары выбирает коллегия министерства спорта, я думаю, что они приняли решение провести Игры Манчаары в Горном улусе, учитывая, оценивая наш вклад в развитие якутского спорта. Всей семьей мы гордимся тем, что не зря проливали пот. Я рад, что Спартакиада пройдет в моем улусе и пытаюсь всячески поддерживать в организационном плане, даже буду выступать за свой улус по хапсагаю. С детства я являюсь патриотом своего улуса и села, за них я много республиканских соревнований выигрывал, два раза побеждал на Спортивных играх народов Якутии. Когда профессионально занимался спортом, то на Играх Манчаары ни разу не выступал, а сейчас, уже в таком возрасте я планирую дебютировать за свой улус, для меня честь защищать имя своего улуса.
-По-вашему, как изменился Горный улус, после того, как стало известно, что там пройдут Игры Манчаары?
-Перемены огромные с точки зрения развития спорта, полноценно идет подготовка. Построены крупные объекты — стадион, многофункциональный спортивный центр, тир, появится интернат. На уровне улуса это огромные объекты, а главное, будет сильнее развиваться спорт, на что я максимально готов прилагать свои усилия. Скажу, что в борьбе в Горном улусе резерв не столь широкий, имею в виду молодых борцов, но в связи с Играми Манчаары и новыми объектами там произойдет всплеск юных талантов. Нужны только кадры и тренеры, фанатеющие от спорта. Сейчас условия для развития новых талантов потрясающие — огромный зал, два ковра и не только.
-А как было в ваше время, когда только начали заниматься?
-Мы занимались в маленьком зале в селе Магарас, он построен по инициативе моего отца. Был один маленький мат, примерно шириной 5 метров и длиной 10 метров, там занимались и побеждали среди детей в республике. Я и Герман вышли вот с такого маленького зала и вместе поднялись на пьедестал чемпионата мира.