ТАЙМУРАЗ ДЗГОЕВ :
Когда-то 70 лет назад…
В 47 – 48 годах прошлого века единственный борцовский зал в городе Владикавказе находился в здании кинотеатра «Ричи», который находился на месте нынешнего фонтана на площади Ленина. Маленький размер естественно не мог вместить всех желающих и 19 – 20 летние ребята проходили отбор. А отбор проходил так: Тренер Аслан-бек Захарович Дзгоев приглашал «испытуемого» на середину ковра предлагая тому встать в борцовский партер. И говорил: «Сейчас я буду проводить старый приём французской борьбы под названием «косой захват» более известный
цирковой публике как скручивание в «бараний рог», это вам не какое-то там «Тур де ку у сюрпасе дю бра» (франц. терминология), тот кто сможет устоять 3 секунды остаётся». Со временем эта процедура плавно перешла в мастер-класс для чемпионов, который Аслан-бек Дзгоев проводил вплоть до середины 80 годов. И на протяжении 40 лет после каждой процедуры скручивания в «бараний рог» Аслан-бек вставал и грустно в полголоса говорил: «Да, до Толика тебе далеко». Трудно даже представить, сколько борцов в бывшем Советском Союзе узнали что «до Толика им далеко». Автору этой статьи также пару раз пришлось услышать что до «Толика ему далеко». В борцовском мире эта история известна до того, что после смерти Аслан-бека в 1994 году наряду с Лже-профессорами, Лже-академиками и Лже-основателями, стали появляться Лже-Толики, которые утверждали, что они те самые Толики «до которого всем далеко». Но по-настоящему эта история начинается в августе 1938 года в Севастополе.
После очень жёсткого конкурса Дзгоев поступает в Черноморское Высшее военно-морское училище им. Нахимова и в первый же день он
отправился к морю. На приморской набережной его окликнула группа курсантов словами: «Эй «генацвале» ты хоть плавать умеешь?» Услышав
утвердительный ответ, кто-то крикнул: «Верно, г….но не тонет.» Аслан-бек направился к «шутникам» и как он вспоминал впоследствии, сразу понял, что это не простые ребята - рост, стать, телосложение, у одного на пальце были накручены из гвоздя колечки как это делали цирковые силачи. Ссора разрешилась, не начавшись. Курсант с «колечками» улыбаясь, сделал шаг вперёд, протянул руку и представился :
Толик Мирошниченко из Киева.
Вот так началась дружба, память о которой Аслан-бек пронёс через всю свою жизнь. Оба в училище попеременно становились чемпионами Черноморского Флота по борьбе, боксу и фехтованию на эластичных штыках. В первые дни войны оба досрочно получили офицерские звания. Оба были назначены командирами рот (сформированных из курсантов училища) входящие в состав легендарной 9 бригады морской пехоты - Рождённой и погибшей в Севастополе. Оба участвовали в героической обороне Керчи, позже в Керченско - Феодосийской операции, после которой 9 бригада фактически перестала существовать. Именно после этих боёв морпехов стали называть – черные бушлаты, а немцы – чёрная смерть. В одном из этих боёв Толик Мирошниченко погиб. Погиб как герой, на глазах своего друга, приняв огонь на себя. Обе семьи летом 1942 года после падения Севастополя, получили извещения - «пропал без вести». Но Аслан-беку суждено было выжить, хотя шансы практически равнялись нулю. С ранениями, контузией и обморожением он пройдёт немецкий и советский лагеря, штрафбат, пешком с боями всю Восточную Пруссию уже в составе 3 Прибалтийского и 3 Белорусского фронтов. И встретит Победу командиром отдельного батальона в Кенигсберге. Много достойных людей пришлось ему встретить на войне, но не меньше и других. Он помнил как с 15 патронами и одной гранатой на «бойца», их в упор расстреливали из орудий в Керчи в ноябре 1941 года (после чего полетели головы и погоны командования, в том числе Маршала Г. Кулика). Как в июле 1942 года, проявив недюжинные организаторские способности, при помощи всех средств, включая подводные лодки и самолёты командование удрало, бросив погибать оставшихся защитников Севастополя.
Или декабрь 1944 года: тощий палец
самодовольного «особиста» тыкающий ему в грудь со словами: « да герой, а
твоя мамаша оказывается враг народа»
(тогда Аслан-бек узнал, что его мать
осуждена на 4 года).
Видно по многим причинам, но он никогда не носил ордена и не смотрел фильмы о войне. Если всевозможные награды, грамоты, медали, призы, исчисляемые тысячами «навалом» лежали в ящиках, то фронтовые фотографии лежали отдельно в папке, а одна обрезанная (чтобы носить с собой) фотография Толика Мирошниченко в портмоне. И память о друге осталась жить у него в историях, которые он рассказывал своим воспитанникам. А истории были на все случаи жизни:
Как-то Аслан-бек увидел в городе гуляющего с девушкой своего ученика. На вечерней тренировке в перерыве между занятиями он как обычно
посадил всех в круг. Сел в центр и начал говорить: «Сегодня на проспекте я лицезрел нашего Али – бека, гуляющего с очень симпатичной девушкой. Всё-бы ничего но - обувь не начищена, брюки без стрелок, воротник мятый -это не порядок! Как-то в августе 1940 года я со своим другом, Толиком Мирошниченко, приехал в отпуск во Владикавказ. Как только мы вышли на перрон на вокзале, в белой парадной форме, бескозырках, выглаженных брюках, начищенных ботинках, вокруг нас начали собираться люди. По ул. Кирова через Проспект до улицы Красноармейской за нами толпой бежали дети. Ни одна девушка не прошла, чтобы не оглянуться. Но самое главное то, что нам с Толиком, ради того чтобы выглядеть достойно и не помяться в дороге, пришлось два дня в поезде в нижнем белье проехать. Так что ребята на первом этапе внешний вид залог успеха!».
Или как-то один из учеников Дзгоева пришёл на тренировку с побитым лицом. Тренеру он признался, что так получилось из - за того, что его
бросил друг во время потасовки. Аслан-бек внимательно осмотрел лицо, руки и в лучших традициях героя рассказов Конан Дойля начал дедуктировать: «Так тебя ударили сзади. Их было двое. Никогда не поворачивайся к противнику спиной. Но вижу, им тоже досталось». Затем
посадив ребят в круг продолжил: « Друзей много не бывает. Однажды я провожал в Севастополе с танцевального вечера девушку до дома, и
местные решили меня проучить. Я уже возвращался в училище, когда в парке они меня взяли в кольцо. Я уже стал просчитывать план действий,
когда услышал топот ног и крик Толика – «Аслан я здесь», откуда он появился я так и не понял. Он прямо таки пулей влетел в круг. Встали мы друг к другу спина к спине, а он через плечо мне говорит: «Аслан каждому по три, давай на спор, на чебуреки (знаменитые Севастопольские) кто быстрей» я говорю: «Давай». Всё происходило очень быстро, но когда я уложил второго, услышал сзади: «Аслан ты проиграл, я за друга и чебуреки любого порву». Вот такой у меня был друг. Я много видел «Бойцов» в своей жизни и на фронте и в спорте, но с такой отвагой и духом как Толик – никогда. Так что ребята настоящий друг это большая удача».
Во время Чемпионата республики ученик Дзгоева проиграл более слабому сопернику. На вопрос тренера: «Зачем он отдал схватку?» тот
сознался, что тот его троюродный брат. Разбор «полётов» как обычно проходил в перерыве во время тренировки. Аслан-бек сел в центре и начал
очередную историю: «Я не ругаю тебя за то, что ты отдал схватку. Я ругаю тебя за то, как ты это сделал, а сделал ты это как «мешок». Ещё до войны в 40 году мы с другом Толиком Мирошниченко были в отпуске во Владикавказе. В это время в городе гастролировал цирк. Многих цирковых борцов мы знали ещё по Севастополю. И когда импресарио предложил нам:мне как «местному» победу над «Черной маской», а Толику поражение от «Человека Центнера» Толик вспылил: «Проиграть этому мешку? Ни за что, я не «Яшка» (цирковой борец, выступающий в роли чучела)». Споры ни к чему не привели и тогда Толик предложил: «Если я проиграю, то только Аслану». На том и порешили. На параде Алле (представление соперников) меня представили как «Моряк из Севастополя» ,а Толика «Черная маска». Цирк переполнен, (он базировался на месте нынешних аттракционов, напротив бывшего детского пруда) полный аншлаг. Мы начинаем бороться согласно сценарию, я провожу приём «Тур де Бра» и ставлю его на «Мост», он «Мостит» и уходит. Я делаю «Тур де Тет» он уходит и контратакует «Бра руле». Я делаю «Суплекс» но он вылетает за ковёр. Затем я делаю опять «Суплекс» он уходит с «Моста» и тогда я беру его на «Косой захват». И тут по сценарию он должен лечь на лопатки, но он стоит, я вкладываюсь на полную силу – ничего, тогда я перехожу на «Двойной Нельсон» и кладу его на лопатки. Когда мы шли домой я его спросил – «Толик, ты что не лёг?» а он мне: «Аслан ты понимаешь столько людей, лечь на лопатки да ещё кверху задом, что бы весь цирк на мой зад смотрел, как завтра на улицу выйду?». А я ему: «Так кто тебя узнает, ты же в маске выступал?». А Толик говорит: «Так они меня не по маске, а по моему заду и узнали бы». Так что ребята проигрывать тоже надо уметь достойно».
В списках «Памяти Севастополя» Анатолий Дмитриевич Мирошниченко и Аслан-бек Захарович Дзгоев числятся пропавшими без вести под номерами 59621 и 26131. Автор этой статьи решил исправить информацию на сайте, но подумав, решил оставить всё как есть. Прошли годы, и как говорится: «время всё лечит». Может быть, всё и лечит, но не всех. Доживи наши герои до сегодняшних дней, что бы они сказали по поводу нынешних отношений наших братских народов? В прочем не трудно догадаться.
PS:
В 1972 году Владимир Семёнович Высоцкий, будучи на съёмках
фильма «Плохой хороший человек» в Феодосии (находясь под впечатлением
трагических событий января 1942 года), написал песню «Чёрные бушлаты».
Эта песня повествует как раз о тех трагических днях, в которых принимали
участие герои этой статьи