Маирбек Юсупов собрался в Китай
Заслуженный тренер России Маирбек Юсупов, завершивший свой казахстанский этап карьеры, вновь засобирался в дорогу.
С известным дагестанским специалистом борьбы поговорил корреспондент wrestdag.ru.
- Недолго же вы оставались без работы…
- Сам удивляюсь, как на меня быстро вышли. Было два предложения из-за рубежа, оба по-своему привлекательны. Но в одном не было конкретики, тогда как китайцы сразу перешли к делу, составили договор с учетом моих пожеланий и прислали его мне на подпись. Контракт рассчитан на весь олимпийский цикл. Личные условия в нём меня полностью устраивают, они даже лучше, чем на прежнем месте работы, так как при той же зарплате предусмотрены еще и бонусы за медали Олимпийских и Азиатских игр, чемпионатов мира и континента. Но в Казахстане, конечно, были и свои плюсы – это отсутствие языкового барьера, люди со схожим менталитетом, тесные связи между странами, сохранившиеся еще с тех времен, когда мы были единым государством. Я быстро там освоился, а после пяти лет работы вообще чувствовал себя, как дома. К слову, Казахстан и был когда-то домом для нашей семьи, там родился я и мои сестры. Планов уезжать в ближайшие три года у меня не было, думал, что пройду с местной сборной еще один олимпийский цикл, но не всегда получается так, как мы хотим.
- В соцсетях вы объяснили свой отъезд расхождением во взглядах с новым руководством федерации борьбы Казахстана. То есть, эта была ваша инициатива сложить с себя полномочия консультанта сборной?
- Мне зарплату платил Олимпийский комитет, и мои работодатели хотели, чтобы я остался. Предлагал мне продолжить сотрудничество и новый президент федерации Даулет Турлыханов. Но всё дело в том, что приглашал меня в Казахстан Ерлан Кажасбай. Он ушёл из федерации, как только туда пришли новые люди, с которыми у него, мягко говоря, не совпадали взгляды на развитие борьбы. А поскольку все эти годы я работал с ним, и мы были единомышленниками, то тоже решил последовать его примеру. В отставку подал и весь тренерский штаб нашей сборной во главе с Асетом Серикбаевым. Всем нам нелегко далось это решение, потому что была проделана большая работа, были и результаты. Не скажу, что мы добились какого-то прорыва, но прогресс был, и об этом говорят завоеванные нашей сборной медали. Выполнили мы и поставленную перед нами главную задачу – привезли из Токио олимпийскую награду. Конечно, хотели большего, и для этого были основания, но чего-то не хватило, отсюда и некоторая неудовлетворенность. Надежды на лучшее связывали с новым олимпийским циклом, с перспективными молодыми борцами. Кого-то из них мы включали в состав, обкатывали на соревнованиях, а другие только стучаться в двери сборной, которая сейчас, можно сказать, переживает период смены поколений. Хотелось работать еще и потому, что Ерлан Кожасбай, наконец, завершил строительство современного спортивного центра в Алма-Аты, в котором мы планировали тренироваться на постоянной основе в свободное от сборов и соревнований время. До этого нам как раз не хватало такой базы.
- А в Китае как обстоят дела с базами? Не интересовались?
- Это уже на месте надо будет познакомиться. Там другая проблема – отсутствие как таковой своей школы борьбы, традиций в этом единоборстве. Девушки-китаянки в последние годы сильно подтянулись в борьбе и уже составляют конкуренцию представительницам ведущих стран в женском стиле, а мужчины всё еще отстают. В тоже время не скажу, что там абсолютно никого нет. Возьмите того же тяжеловеса Живей Денга, который на Олимпиаде в Токио победил нашего Сергея Козырева и занял пятое место. Попадались на глаза и другие неплохие китайские вольники, занимавшие призовые места на чемпионатах Азии. Но, конечно, для такой большой страны, как Китай, где, как мы знаем, уделяется большое внимание развитию спорта, этого мало.
- Вам уже хорошо за шестьдесят и придется всё начинать с нуля, причем в такой специфической стране, как Китай, где всё иначе, чем у нас. Вас это не смущает?
- Во-первых, я себя чувствую отлично, даже играю в футбол с борцами. А, во-вторых, мне не привыкать, ведь я уже имею немалый опыт работы за рубежом. Если Казахстан и Монголию можно условно назвать заграницей, то Южная Корея для нас такая же экзотическая страна, как Китай. Дважды я помогал корейцам в подготовке к Олимпийским играм, и всё было нормально. Привык к их пище, климату, образу жизни, особенностям характера. С корейцами приятно было работать, они – дисциплинированы, прилежны, трудолюбивы. Как известно, этими же качествами отличаются и китайцы, а в тренерской работе отношение подопечных к делу едва ли не самое важное.
Руслан ШАМИЛОВ