Муса Омаров: полжизни в судействе
На турнире «Аланы» состоялись торжественные проводы из судейства известного рефери Мусы Омарова.
Ветерана судейского корпуса дружно приветствовали коллеги по цеху, а делегат UWW на турнире, арбитр олимпийской категории из Польши Карол Либковский вручил ему хрустальную вазу. С Мусой Омаровым побеседовал корреспондент
wrestdag.ru.
— Было объявлено, что вы уходите в связи с достижением возрастного ценза…
— Так оно и есть. По регламенту UWW, возраст рефери не должен превышать 60 лет, а мне шестьдесят стукнуло 16 июля. Но это ограничение распространяется только на обслуживание международных соревнований.
— Когда вы впервые взяли судейский свисток в руки?
— Когда учился в Киевском институте физкультуры. Там судейская практика входила в программу обучения. Потом, когда вернулся на родину, продолжал практиковаться, но уже на своих воспитанниках, среди которых я проводил соревнования. У меня было 150 ребят, тогда я работал на полторы ставки тренером в спортобществе «Буревестник». С этого и всё началось. Мой общий судейский стаж превышает 30 лет, из них 25 лет являюсь рефери международной категории.
— На каких самых больших соревнованиях работали? Как часто доводилось судить поединки с участием знаменитых борцов?
— Работал на чемпионатах мира и Европы, Кубках мира, Универсиадах … Словом, на всех соревнованиях, кроме Олимпиады. А если говорить о выдающихся борцах, чьи выступления пришлись на время моего судейства, то этот список будет состоять из десятков имен. Легче сказать, кого из них мне не доводилось судить.
— Вы всегда выглядели подтянутым и атлетичным. Однажды даже на турнире в Хасавюрте бросили на пять баллов титулованного грузинского полутяжеловеса Луку Куртанидзе. Как удается держать себя в форме?
— Луку очень любили хасавюртовские болельщики, каждую его победу они встречали бурной овацией. Ну и я решил поднять настроение публике. Когда Куртанидзе после победы в финале над Таймуразом Тигиевым подошел ко мне пожать руку, я его и «поприветствовал» этим броском. Добродушный Лука всегда старался понравиться зрителям, старался доставить им радость своей борьбой, своим поведением, и он не только не был в обиде на меня, а, напротив, охотно поучаствовал в этом маленьком шоу. Что касается спортивной формы, то стараюсь её поддерживать. Я склонен к полноте, и, если бы не двигался, не ограничивал себя в еде, не отказался от мучного и сладкого, то выглядел бы совсем другим.
— Кажется, вы уже не тренируете, а теперь и судейский свисток повесили на гвоздь. Чем будет заниматься?
— С этого года я пенсионер. Пока отдыхаю.
— Вы были депутатом дагестанского парламента, возглавляли городской спорткомитет, являетесь заслуженным тренером России. Трудно вас, полного сил и здоровья, представить без дела.
— Пока я нигде не работаю, но неправильно было бы говорить, что остаюсь без дела. Например, я тренирую своего младшего сына Мансура. В свои 15 лет он вести 90 кило. Я хожу на его тренировки, вожусь с ним на ковре. Он способный парень, и надеюсь, что из него выйдет хороший борец.